06.03.2015

Горестна жизнь плута

Это особая группа студентов, беззаботная студенческая жизнь которых постоянно омрачена воспоминанием «ой, мне же еще репортажи сдавать». Нам показалось интересным узнать о судьбах некоторых «должников» нашего курса. При этом мы, что называется, побывали по обе стороны баррикады – и выяснили позицию нашего декана Наталии Яковлевны Макаровой, и поговорили с самими ребятами.

    

Н. Я. МАКАРОВА, декан факультета журналистики

- Как Вы относитесь к студентам-должникам?

- По-разному, потому что долги возникают по разным причинам. Разные обстоятельства вынуждают студентов не успевать. Отстающих можно классифицировать на несколько групп, хотя, наверно, никто этого еще не делал, не систематизировал должников. 

Пожалуй, сама грустная группа – это ребята, которым неинтересно; которые ошиблись в своем выборе. У них были одни представления о профессии, а реальность оказалась другой. Ошибка эта поправима и, мне кажется, лучше ее исправить. Не нужно бояться перевестись на другой факультет или в другой вуз, потому что, когда ты занимаешься нелюбимым делом, то тогда, естественно, возникают долги. Нет стимула встать, пойти, пообщаться с педагогами, студентами… То есть когда вы не дышите одним воздухом вместе, когда нет этого желания - дышать, тогда и возникают проблемы. Сначала вы не ходите на занятия, и, как следствие, возникают долги. Это одна группа. 

Следующая группа, к которой я отношусь с уважением, и понимаю, что им сложно – это студенты старших курсов, которым мы позволяем работать параллельно с учебой. Я и «за» и «против». Понимаю, что работа отвлекает их от учебы очень серьезно, занимает большую часть их жизни, и приоритет несколько смещается с учебы на работу. Но, с другой стороны, я понимаю, что сегодня, чтобы стать успешным журналистом, нужно уже начинать работать. У кого-то получается органично сочетать два этих вида деятельности, а у кого-то - нет. Я считаю, если студент серьезно занимается работой и не успевает в учебе, он все-таки должен не доводить дело до академической задолженности. Нужно устанавливать коммуникацию с преподавателем и предупреждать еще в начале семестра, что он, может быть, не сможет посещать занятия, но будет брать задания. И тогда, конечно, долгов не будет. Но не все это делают, не все даже успевают это делать при всем своем желании, и мы, работники деканата, как можем, до последнего помогаем таким студентам и идем им навстречу. 

А есть студенты, которые просто не справляются с определенными предметами. Им нравится, они не жалеют о своем профессиональном выборе, но, может быть, это сложные предметы, может быть, не сложились отношения с преподавателем, может быть, не успевают сделать задание или не получается освоить тот объем литературы, которым им предлагается… Целый ряд факторов, из-за которого возникают задолженности. Кто-то к этому серьезно относится, а кто-то - нет. Главное, конечно, в этой ситуации, к какой бы вы группе должников не относились - правильно устанавливать коммуникацию.

- Помогаете ли Вы студентам разрешить проблемы с учебой?

- «Я не волшебник, я только учусь». Я могу посоветовать, что и в каких ситуациях следовало бы сделать. Если, к примеру, причина академической задолженности – это конфликт с преподавателем, то я, согласно своим должностным инструкциям, не могу быть в стороне от этого конфликта. Я должна выслушать и ту, и другую сторону и, соответственно, принять решение. Но выучить за студента - не смогу, и поэтому «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Хотя, конечно, в тяжелых ситуациях мы подставляем студентам свое плечо. 

- Какие самые смешные и нелепые отговорки студентов Вы слышали?

- Мы решили уже формировать базу данных или составить справочник; систематизировать причины, почему студенты что-то не выполнили или не сдали. Начиная от банального «я проспал» до «утопил свой планшет». Вообще, самая большая группа проблем, если их классифицировать, это болезни и … серьезные проблемы с компьютером. Существует какая-то хроническая взаимосвязь между сессией и компьютером. Почему-то компьютер терпит до последнего, а именно к сессии он ломается: в нем возникает множество вирусов, сбой программ, или же с ним почему-то решают принять ванну… 

Еще можно выделить группу отговорок, которые, скорее всего, идут еще от школы, и ее я совсем не люблю - когда причина находится не в вас, а в ваших сокурсниках. «А вот мне Маша не отдала мне лекции, я не смог подготовиться» и так далее. Вот это совсем нехорошо; если угодно, некорпоративно.

И вот еще замечательная группа отговорок: ваши домашние животные. Они так любят грызть ваши студенческие, компьютеры, тетради!..

- Какие меры Вы принимаете по отношению к отстающим?

- Я могу помочь отчислить студента. Иногда это воспринимается не как помощь; переживается как «жизнь закончена, меня отчислили!» Нет, жизнь не заканчивается, а вы, скорее всего, допустили ошибку в своем профессиональном выборе.

Есть ситуации, когда действительно какие-то обстоятельства мешают студенту вовремя сдать сессию, и он стал отстающим, сам того не желая. Тут обстоятельства сильнее его. 

…Разные ситуации, разные проблемы. Преимущество нашего факультета состоит в том, что мы знаем всех студентов; мы знаем, чем они живут, мы знаем, как правило, их проблемы. Я не призываю, чтобы наш факультет превратился в кабинет психологической помощи, но если вы понимаете, что вам тяжело, и вы с чем-то не справитесь, то нужно подойти и предупредить. 

Правильно устанавливайте коммуникацию. Это, во-первых, профессионально значимое качество журналиста, а во-вторых, это вам просто облегчит жизнь.

ВОПРОСЫ К «ХВОСТИСТАМ»:

  1. Наталия Яковлевна делит должников на три группы. К какой группе относишь себя ты? 

  2. Какую отговорку для преподавателя ты использовал чаще всего?

  3. Ты должник со стажем или это твой первый опыт?

  4. Почему ты не смог вовремя сдать репортажи? Может, тебе просто не нравится это занятие? 

  5. На какие темы тебе интересно снимать репортажи, а на какие - нет?

  6. Что тебя больше всего привлекает в съемке сюжетов? 

  7. Планируешь ли ты когда-нибудь исправиться и сдавать все в срок? 


Диана, второй курс  

1. Я не думаю, что могу отнести себя к какой-то одной группе, потому что проблемы у меня, по большей части, именно с теми предметами, к которым нет особого интереса или рвения (иногда и «благодаря» преподавателю). Нельзя исключать и определенные семейные обстоятельства – хотя, конечно, это и есть наша самая частая отговорка.

2. Обычно я пишу что-то трогательное о том, какое я безответственное создание, и прошу педагога благородно простить мне мои шалости.

3. Ходить в должниках – мой принцип. Мне кажется, иногда я даже испытываю некую гордость, сумев сделать в последнюю ночь то, что должна была сделать за полгода.

4. Да, я ненавижу держать камеру, снимать, писать текст. У меня всего один записанный  stand up  за весь первый курс. С монтажом иначе. Здесь я где-то на пути между "сойдет" и "немножко люблю". 

5. Если сейчас пообещаю, придется держать слово. Так что, пожалуй, я предпочту остаться среди тех, кто «может, но не хочет», если вы понимаете, о чем я.


Надин, второй курс

  1. Я отношу себя к группе, которую Марианна Петровна (руководитель СТК) называет «может, но не хочет».

  1. Мне с самого начала не очень везло с коллегами по съемке репортажей, и это не совсем отговорка. Ребята-то все замечательные, но мы никак не могли правильно разделить обязанности. Поэтому с этого года я начала все делать сама, и мне это гораздо ближе и проще. Надеюсь, что в скором времени смогу вырваться из этого круга должников.

  1. Не могу сказать, что у меня много «косяков» с учебой, но за СТК – обиднее всего, так как мне очень нравится монтировать и проводить за этим занятием все свое свободное время.

  1. Я не очень люблю снимать какие-то официальные события. Мало пространства для самовыражения. Снимать людей, какую-то активную деятельность, что-либо, связанное с культурой – вот это мне действительно по душе.

  1. Я просто обожаю работу с людьми. Интервью, опросы, реакции - то, что меня привлекает больше всего. Ну, и конечно, монтаж. Очень нравится по деталям, как мозаику, собирать полноценный репортаж. В итоге начинаешь очень болеть и переживать за свое детище, на которое потратил столько сил.

  1. Не только планирую, но и все для этого делаю. Надеюсь, что у меня все получится!


Ульяна, второй курс

  1. Я себя отношу к четвертой группе – группе пожизненных аллергиков-астматиков (как дополнение ко второй группе, ведь я еще и работаю). Аллергия у меня буквально на все – и только осень остается для меня более-менее безопасным периодом. 

  1. Многие преподаватели с пониманием относятся к моей проблеме и предлагают выполнять задания дома, поэтому речь об «отговорках» заходит редко. Однако, вспоминаю тот случай, когда «отговоркой» послужил сам мой внешний вид. 

  1. Из предыдущего ответа следует, что я – должник со стажем, так как аллергия у меня со школьной скамьи, и никуда от нее, к сожалению, не деться. 

  2. Если быть предельно честной, то я не люблю сам процесс создания репортажей: съемка, особенно интервью, монтаж и прочее. Мне куда больше нравится писать, выражать себя посредством письма, а не с помощью картинки или звука. 

  1. Стараюсь исправляться по мере своих возможностей, с оговоркой на свое самочувствие, потому что планирую доучиться и получить диплом на очной форме обучения.

В завершение хочется пожелать коллегам одного: взяться за ум, потому что только от нас самих зависит наше будущее. Будем ли мы первыми или отстающими – решать только нам. И было бы нечестно закончить данный репортаж, не признавшись в том, что мы и сами относимся к должникам. Мы работаем над этим и обещаем исправиться в ближайшем будущем!

Ваши «хвостатые» корреспонденты Данькина Ксения и Ефименкова Надежда



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru






Все об институте

Научно-исследовательская работа факультета

Поступающим

Обучающимся

Студентам:

Мастерские