Елизавета Усачева

02.03.2020

Елизавета Усачева

Я изучила мир СМИ и теперь хочу научиться взаимодействовать с этим миром

На первом курсе неведение пугает. Каково это: учиться в РГГУ? Что ждет выпускников после его окончания? Елизавета Усачева, выпускница РГГУ 2018 года смогла ответить на эти вопросы и рассказала о своих студенческих годах в стенах родного университета.


Почему ты решила стать журналистом и выбрала именно РГГУ?

Во-первых, я окончила лицей при РГГУ, то есть с этой атмосферой я была знакома уже с юных лет. В девятом классе я ходила на подготовительные курсы, и 10-11 классы я проучилась половину в лицее РГГУ, половину в школе 1270. Училась я на тройки, и особо интересов-то и не было, но в 11-м классе надо было выбирать профессию, и я поняла, что я неплохо пишу. Я не думала, что куда-то попаду на бюджет и готовилась к платному отделению. Началось ЕГЭ и, неожиданно для себя, я хорошо сдала экзамены. Соответственно, появилась розовая мечта, что могу поступить на журфак в университет, в который реально хотела.

То есть изначально у тебя не было желания пойти учиться на журналиста? Ты просто заметила, что у тебя есть необходимые для этой профессии способности?

Да, не было такого, что я прямо мечтала брать интервью с микрофоном на телевидении. У многих ребят на факультете были мечты «попасть в телевизор», но это не то, чем я действительно хотела заниматься.

Почему ты выбрала международную журналистику?

Изначально я думала, что буду изучать немецкий язык, но потом нам сказали, что мы будем учить шведский. Сначала я пропускала пары, ничего не хотела учить, а потом втянулась. Все-таки приятно знать немного больше остальных.

Совпали ли твои ожидания от обучения в РГГУ с реальностью?

Я вообще слабо представляла себе учебу в университете в принципе. У меня уже были некие навыки обучения в университетской среде, потому что в лицее были пары и преподаватели, которые не бегают за тобой, как в школе. Когда я пришла в университет, сначала я вообще не ходила на пары в первом семестре, потому что я болела постоянно, ничего не хотела, шведский язык меня не вдохновлял. Со временем мне стало интересно.

Как у тебя сложились отношения с преподавателями и одногруппниками?

Сначала наш курс был недружным. Было очень сложно объединиться, потому что у всех в нашей группе были разные интересы. Но со временем мы притерлись друг к другу. А вот насчет преподавателей… Все было хорошо, но была одна проблема: еще в первом семестре первого курса я согласилась на тройку по истории, потому что было известно, что эта оценка не пойдет в диплом. Во втором семестре я все экзамены сдала на пятерки, получила повышенную стипендию. Я подумала, что я смогу получить красный диплом. Пришла на сверку приложений и поняла, что у меня диплом не красный из-за этой единственной тройки. Я просила преподавателей пересдать экзамен, могла им рассказать всю историю от начала до конца, но мне отказали. Была небольшая обида, но, с другой стороны, я ведь сама пошла и поставила эту тройку себе в зачетную книжку. А так, все преподаватели были замечательные. Все познается в сравнении. Возьмем тот же МГУ. Там, безусловно, великие умы, но мне не хватает той практики, которую нам давали в РГГУ. Помню, на первом курсе ко мне, к маленькой девочке 17 лет, подошла Татьяна Николаевна Землянских и рассказала про схему «5W» , про новости в газете. Я все это слушала и понимала, что максимум, который был у меня тогда в голове – это сочинение про Печорина, но потом я приноровилась и уже писала большие аналитические материалы.

Расскажи о самых интересных заданиях и проектах в РГГУ?

Каждая минуту, проведенная в РГГУ, была прожита не зря. Нас заставляли читать, и мы реально все читали классику. Сейчас я понимаю, что все эти знания сделали меня более компетентным и образованным человеком. Нас, конечно же, мотивировали (не прочитаешь – не получишь зачет), но это реально помогало! Литература всегда преподавалась нам через призму истории, а это сопоставление очень полезно, особенно для журналиста. У нас было очень много интересных проектов. Помню, Максим Сергеевич Корнев задал нам создать проект собственного студенческого СМИ. Вообще, почти на каждом предмете мы делали что-то интересное, сейчас всего даже не вспомнить, но самым важным проектом для меня стал, конечно же, мой диплом. Я писала его кровью и потом под руководством Александра Борисовича и Татьяны Николаевны, которая открыла мне мир ток-шоу и мир телевидения. Несмотря на то, что написание диплома – тяжелая работа, мне все же было очень интересно этим заниматься, к тому же мои старания были отмечены комиссией, поэтому я рада, что мои силы были вложены не зря.

Какие зарубежные стажировки у вас были?

Нас возили в Швецию от шведского института, это была ознакомительная поездка. Нам рассказывали о возможностях дальнейшего обучения в магистратуре. Один мой одногруппник даже поехал туда учиться, но я не особо стремилась к этому, потому что думаю, что если бы получила образование в Швеции, то я бы там и осталась, а переезда в моих планах пока не было.

Проходила ли ты практику где-либо во время обучения в РГГУ?

Мне очень повезло с практикой, потому что меня направили в РИА Новости. Я была так счастлива, потому что это был первый курс и я сразу в РИА! Это был интересный опыт, я писала там большие аналитические материалы про политику. Там же я побывала на первых настоящих серьезных пресс-конференциях. В мир серьезной журналистики я окунулась еще на первом курсе, это было интересно. На втором курсе я проходила практику в справочно-информационном портале «Грамота.Ру». Там мы писали материалы на тему русского языка. Я делала репортажи с разных культурных мероприятий. На третьем курсе я проходила практику в Центре Международной Торговли. Там я уже полноценно работала до четвертого курса. Это выставочная зона, где проходят мероприятия и приезжают люди первой величины. Это так необычно, когда перед тобой сидят важные лица, с которыми при других обстоятельствах ты бы никогда не встретился. Помню, как однажды к нам пришел Сергей Лавров и я думала: «Ого, я студентка РГГУ, и передо мной сейчас сидит министр иностранных дел, и я буду писать статью о том, что он будет рассказывать, ничего себе». Когда ты окунаешься в этот мир, то ты уже спокойнее относишься к известным лицам и знаменитостям. Мне было тогда всего 19 лет, я еще мало что умела, но благодаря тем знаниям, которые я получила в РГГУ, я справлялась со всеми заданиями и стала очень желанным человеком в Центре Международной Торговли.

Как ты планируешь свое дальнейшее развитие в сфере журналистики?

После магистратуры я планирую пойти в аспирантуру в РГГУ. А что касается работы, то я бы хотела заняться деятельностью, связанной с пиаром, но только уже на профессиональном уровне. Я никогда не преследовала цель «нести информацию в массы», меня больше интересует продвижение какой-либо идеи или личности. Мне нравятся пресс-конференции и работа в пресс-службе. Во время учебы я была больше увлечена профильной журналистикой, но я настолько погрузилась в этот мир, что хочется уже чего-то большего. Я изучила мир СМИ и теперь хочу научиться взаимодействовать с этим миром.

Сейчас я открыла творческий кружок в детском центре. Учу детей с 12 лет писать сочинения, рецензии на детские книжки – это то, чего лично мне не хватало в детстве. Дети, у которых есть литературные задатки, могут развивать их с ранних лет. Я преподаю детям журналистику и могу объяснить ребенку, чем я занимаюсь. Если ты не можешь объяснить ребенку, чем ты занимаешься, то ты ничем не занимаешься.

 

Быканова Софья

Ясенецкая Ксения

 

 



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru