Тарас Тимошенко

26.10.2018

Тарас Тимошенко

«Лучше быть смешным и нелепым, чем быть до зубовного скрежета банальным»

Тарас Тимошенко - выпускник факультета журналистики РГГУ 2005 года. Известный спортивный журналист, неоднократно освещавший Олимпийские игры, Чемпионаты Мира и Европы по футболу и другим видам спорта. Ведущий новостных программ на каналах «Матч ТВ», «Спорт», «Россия 2».

- Будучи школьником, вы написали свою первую заметку про футбольный матч. Чем вас привлекла журналистика? Когда вы решили связать с этим всю жизнь и поступить на журфак?

Есть у меня такая стандартная байка, которой я всегда отвечаю на данный вопрос. Она даже правдива! (Улыбаясь) Я от руки накарябал в стенгазете про матч второго «А» против второго «Б», в котором сам и участвовал.... Это же не бывает так одномоментно. Это цепочка совпадений. Не было осознанного выбора; конечно, был какой-то спонтанный журналистский опыт: например, я писал несколько статей для издания «Ветеринарная газета» - высокоудойные породы коров, котики, собачки и так далее. Ни для кого не секрет, что основная проблема для студента, обучающегося на втором-третьем курсе факультета журналистики – ты просто не знаешь, куда податься. Тебе нигде не рады, тебя никуда не берут, потому что у тебя нулевой практический опыт. Мне повезло, в 2003 году спортивная редакция ВГТРК, в которой работало человек 40, разворачивала спортивный канал "Спорт". И для того, чтобы превратить редакцию в целый канал, нужно было людей на порядок больше. Поэтому они хватали на улице любого человека, который способен отличать Спартак и ЦСКА. Таким образом я и оказался на "Спорте", где первое время работал редактором новостей в утренней смене, просыпался в 3:30, а в 4:30 был уже на работе и далее до полудня.

- Активно ли вы проявляли себя в студенческой жизни?

- В мои годы пыталась быть команда КВН. Собирались так раз 7-8. В итоге, не написали ничего, нигде не выступили, но было очень смешно. А также я был членом баскетбольной команды РГГУ. И мне даже зачет по физкультуре ставили только потому, что я являюсь членом этой команды.



- Кто из преподавателей запомнился вам больше всего?

- У нас хватало отличных преподавателей, это правда. Я до сих пор очень хорошо помню всю кафедру литературной критики. В первую очередь Давида Марковича Фельдмана, который умел по-настоящему увлечь любого студента. Он умел продать и подать любой материал! Этого человека можно назвать настоящим Учителем, прямо с большой буквы, без всяких натяжек и преувеличений. Я думаю, что на выборах президента страны, будь такая возможность, я бы за него проголосовал, хотя на выборы вообще никогда не ходил – лень.

- Испытывали ли вы трудности с учебой?

- Мне было тяжело в том плане, что я уже на третьем курсе работал, причем сразу же очень много, мне пришлось ездить в командировки, поскольку у меня появился свой проект, волейбольная программа, где я был одним из основных авторов. Я уезжал с периодичностью 2-3 раза в месяц. Разумеется, все это накладывалось на учебу в университете, и иногда это было непросто. Я очень хорошо запомнил позицию Петра Эриковича Шульцмана (декана нашего на тот момент). Когда я немножечко "торчал" по какому-то предмету, я шел к нему и говорил: " Вы же готовите практикующих журналистов, вот я был в командировке, вот как-то не срослось, я не умею находиться в двух местах одновременно”. На что он мне сказал: "Старик, ну это твои проблемы, ты молодец, что зарабатываешь, но в остальном…либо успеешь, либо нет". Но, в конце концов, я из этого выкрутился, хотя вплоть до последнего момента было местами тяжело; это вполне нормально, когда дописываешь диплом за последние две недели, уделяя сну 3-4 часа в сутки. Я не думаю, что мне было тяжелее, чем остальным.

- Поддерживаете ли вы связь с однокурсниками? Часто ли удается встретиться?

- Мы совсем редко видимся, может быть 3-4 раза в год. Чуть чаще я Макса Корнева вижу. Вы все его знаете. (Улыбаясь) Эпизодическую связь на уровне встреч, достаточно редких, я поддерживаю с парой человек, не больше.


- Какой проект на данный момент является ведущим в вашей профессиональной деятельности?

- Сейчас РФС создал у себя отдельный департамент - «РФС Медиа», который объединяет в себе все возможные виды медиа активности. Я там непосредственно участвую и работаю. Много проектов у меня сейчас связанных с детским футболом, это параллельное направление у меня в карьере. Совсем недавно я был в Анапе. Там был фестиваль «Большие звезды светят малым». 84 детские команды с разбросом от Владивостока до Калининграда и от Мурманска до Сочи, было очень интересно. Зима скоро начнется, будет Кубок мира по лыжам. Еще я свадьбу вел... Это вообще мне не близко, но когда люди зачем-то хотят пригласить тебя вести свое торжество, потому что ты - лицо из ящика, то пожалуйста. Хотя я себя в такой роли точно чувствую не вполне комфортно.

- Ни для кого не секрет, что сейчас телевидение и печатные СМИ отходят на второй план, и главным источником новостей является интернет-пространство. Как вы считаете, актуально ли сейчас учиться на журналиста, как это было в ваше время, если практически любой человек может вести свой блог и доносить информацию до людей, не имея высшего образования?

- У вас всегда есть выбор. Этого можно и не делать. Любое гуманитарное образование не столько учит вас чему-то, столько дает вам какой-то базовый навык, позволяющий реализовать себя в дальнейшем. Грубо говоря, вас учат учиться. Если вы окончили университет в 21-22 года, и в дипломе у вас написано «телевизионный журналист», «литературовед» и так далее, это о вас еще не говорит ничего, кроме того, что вы 5 лет провели в университете. Но ни тем, ни другим, ни третьим вы еще не стали. Хорошее, толковое, системное гуманитарное образование именно учит учиться. Дальше, имея в голове базу, привычку учиться и понимание методологии, вы способны освоить все, что угодно. В идеале, конечно. Частенько профессионалов раздражают такие чайники, которые непонятно зачем, как, для чего, вылупились из какой-то своей дыры, влезли на Youtube и собирают там миллионы просмотров. Мы здесь сидим такие нарядные в Останкино со своими трехкомнатными гримерками и студиями по 500 квадратных метров, а они популярнее нас. Я в этом ничего плохого не вижу - это реальная конкуренция.


- Какие профессиональные советы вы можете дать студентам нашего факультета?

- Я не считаю себя настолько успешным, чтобы уже «отвешивать» советы. Я не гуру. Меня совершенно не обязательно слушать; даже, наверное, и не нужно. Но если давать какие-то советы, то все они будут крайне простыми: больше читайте, больше тренируйтесь в области русского языка, не стесняйтесь никаких своих идей и всегда их предлагайте. Как только предлагается возможность где-то работать, где-то что-то создавать - больше пишите. Язык - это ваш основной инструмент, где бы вы ни оказались. Если вы пишете для интернет-портала, газеты, то вам нужен отличный письменный русский язык. Будучи телевизионщиком, вы должны и толково писать, и достаточно бойко болтать. Что касается уже творческой, креативной работы, то есть огромное количество людей, выпускающихся с факультетов журналистики в том числе, которые не способны написать минутный текст на какую-то простейшую тему. Когда вы работаете с текстом, старайтесь идти по пути не наименьшего, а наибольшего сопротивления. У вас не должно быть в тексте каких-то избитых фраз. Надо бежать от этих ужасных общих мест. Лучше быть смешным и нелепым, чем быть до зубовного скрежета банальным. Не бойтесь насмешить людей, бойтесь банальщины.

Лилия Артюхина

Анастасия Шульгина



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru