Дарья Пащенко

14.07.2017

Дарья Пащенко

Читайте много, но не многое 

Дарья Пащенко, выпускница 2015 года

О том, что нужно, важно и имеет смысл 

- Кем ты мечтала стать в детстве и совпали ли твои мечты с реальностью хоть отчасти?

- В детстве я мечтала стать актрисой или певицей, как и многие девочки, но эта мечта рассеялась где-то в возрасте пяти лет. Я поняла, что нужно выбрать что-то более серьезное. После этого я мечтала стать стоматологом или ветеринаром. Впрочем, тут меня тоже хватило ненадолго, и уже где-то в среднем школьном возрасте я поняла, что больше всего меня привлекают гуманитарные науки, поэтому решила развиваться в этом направлении. Быть журналистом, на самом деле, я не стремилась, потому что мне казалось, что это нечто заоблачное и что у меня это никогда не получится. Наиболее подходящим вариантом я считала филологию. Я всегда любила читать, грамотно писала, поэтому мне казалось, что эта сфера мне подходит. И все же я подала документы и на журфак. Когда же мне позвонили из нашей приемной комиссии и сказали, что я прохожу, я поняла, что это мой шанс. До этого я даже не смела о таком мечтать. Поэтому проблемы выбора передо мной не стояло, хотя на тот момент я уже знала, что прохожу на филологические факультеты МГУ и Высшей школы экономики.


- Как прошел первый День знаний в институте?

- Я помню, что весь курс собрали в 528 аудитории. Мы провели там целый день. Это было уже интересно, потому что, как вам известно, в этой аудитории нет столов и стульев, сидеть можно лишь на ступеньках. Вообще, у нас День знаний растянулся на неделю. Мы знакомились с заведующими кафедрами, с преподавателями, друг с другом. Очень запомнилось посвящение в студенты на СТК. Нас всех пригласили в студию и сказали, что необходимо будет пройти последний конкурсный отбор на профпригодность или же, соответственно, профнепригодность. Мы по одному записывались на камеру, причем нам строго-настрого запретили сообщать остальным, что именно мы делали. Старшекурсники просили каждого «испытуемого» спеть что-нибудь, прочитать стихотворение или же задавали разные нелепые вопросы. Например, «Как уморить лося?». Потом оказалось, что так нас посвятили в студенты. Ребята со старших курсов смонтировали видео, собрали весь первый курс в одной аудитории и показали нам, насколько курьезно мы выглядели со стороны.

- Какой тебе представлялась учеба?

- Мне казалось, что будет сложно. Я часто паникую, поэтому сначала я переживала из-за учебы и долго не могла понять, мое это или нет. Я была уверена, что буду ходить по пересдачам и перебиваться с двойки на тройку. Однако все оказалось далеко не так страшно, как я думала, и я даже окончила университет с красным дипломом.

- Какими были твои первые впечатления от выбранной профессии?

Уже полгода я работаю журналистом на историческом портале “HistoryTime”, веду несколько рубрик, например, «История слова», «Привычки и слабости известных людей». Я очень много пишу, и мне это нравится. В первую очередь меня привлекает именно историко-культурная тематика. До этого я полгода работала в глянце, в так называемой «beauty-сфере». Скажу честно, это быстро надоедает, потому что там ничему толком не нужно учиться. Уже через несколько недель ты знаешь абсолютно все марки косметики и разбираешься в моде, косметологических процедурах и всевозможных салонных аппаратах. Все это быстро запоминается и выучивается, и ты прекращаешь развиваться. Поэтому я поняла, что нужно искать какую-то другую профессиональную область. Ей для меня и стала просветительская журналистика. Я бы хотела и дальше ей заниматься, потому что в первую очередь это важно для меня самой. Каждый день я узнаю что-то новое, читаю что-то познавательное. За полгода работы на этом сайте я действительно расширила свою эрудицию.


- Какие преподаватели и лекции запомнились больше всего и почему?

- Мои любимые преподаватели - это кафедра литературной критики. Особенно мне нравились занятия Михаила Павловича Одесского, Давида Марковича Фельдмана, Оксаны Ивановны Киянской, Юрия Геваргисовича Бит-Юнана. Они не только потрясающие учителя, но и добрые, открытые люди, к которым можно обратиться по любому вопросу. На их лекциях студенты сидят с открытым ртом: все, что они рассказывают, невероятно интересно. Мы всегда шли на занятия с большой радостью, и никто их никогда не пропускал, только если не лежал с высокой температурой дома.

- Какие у вас были отношения в группе?

- Хорошие. На нашем курсе было две группы. Одна, в которой училась я, целиком состояла из девушек. Все немногочисленные молодые люди с нашего потока были в параллельной группе.

- Какое воспоминание о РГГУ особенно греет душу?

- Наверное, греет душу воспоминание о том, как мы готовились к государственному экзамену. Тогда мы сплотились, начали больше общаться. Возможно, потому что мы поделили билеты и в какой-то степени друг от друга зависели (смеется). У нас была очень милая групповая переписка «ВКонтакте», где мы не только делились информацией, но и очень поддерживали тех, кто волновался. За это время мы действительно стали ближе.

- Что было самым трудным во время учебы? Каким преподавателям было сложнее всего сдавать экзамен?

- Сначала нам казалось, что очень сложно будет сдать экзамен по истории литературы XIX и XX века. Старшекурсники говорили, что материал совершенно неподъемный и что преподаватель – Юрий Геваргисович Бит-Юнан – очень строго спрашивает. Но оказалось, что всё не так уж и страшно. Конечно, нужно было действительно много читать. Однако уже после окончания университета понимаешь, что только самые строгие преподаватели и дают знания.

- Бывало ли, что кто-то бросал учебу? Или, может, кого-то отчислили?

- Такого, чтобы кого-то именно отчислили, не было. Нескольких человек не допустили к защите диплома, потому что их работы были довольно слабыми. Это, впрочем, практически равноценно отчислению.

- Какие минусы и плюсы ты видишь в работе журналистом?

- Один из самых больших минусов заключается в том, что ты никогда не можешь распланировать свое свободное время, потому что не знаешь, будет ли это время действительно свободным. Очень редко бывает так, что журналист может прийти на работу к девяти утра, уйти в шесть вечера и забыть о своей профессии. Если ты журналист, нужно быть на связи 24/7, необходимо быть готовым что-то доделывать вечером, работать в выходные, на больничном и во время отпуска. Но если ты действительно этим увлечен, то такой график не доставляет неудобств.

- Как проходила для тебя защита и написание диплома?

- Я писала о рецепции произведений А.С. Грина, о том, как при жизни писателя в прессе рецензировали его сочинения. Я выбрала кафедру литературной критики, которую всем и рекомендую. И это действительно увлекает, потому что ты исследуешь материалы, к которым никто до тебя не прикасался. Появляется понимание того, что ты не просто перерабатываешь какие-то учебники, а делаешь настоящий вклад в науку. Мне было очень интересно этим заниматься. На четвертом курсе я не работала, у меня было довольно много времени на написание диплома, поэтому я чуть ли не каждый день проводила в Российской государственной библиотеке, в Архиве литературы и искусства, и это было очень интересно. Моим научным руководителем был Давид Маркович Фельдман, специалист по советской литературе и истории. Он прекрасный преподаватель, у него безумно интересные лекции и просто феноменальная память. Защита работы прошла гладко, не было никаких проблем.

- Что бы ты хотела посоветовать начинающим студентам-журналистам?

Как мне кажется, журналист в первую очередь должен быть эрудированным человеком, а не просто иметь какие-то технические навыки. Если журналист чего-либо не знает, это сразу чувствуется. Особенно когда он приходит на интервью с умным собеседником. Поэтому я бы посоветовала нашим студентам больше читать и заниматься самообразованием. Очень полезно изучать иностранные языки, литературу, историю, которую сейчас многие знают очень плохо или вовсе не знают. Основа профессионального образования – гуманитарная база. 



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru