Маргарита Байкина

Маргарита Байкина

«Меня вдохновляла любовь к литературе»

Маргарита Наильевна Байкина после окончания университета поступила в аспирантуру РГГУ. Соейчас она - социолог отдела социологических исследований.

Маргарита, что послужило причиной для выбора профессии и учебного заведения?

Фильм «Бандитский Петербург»: фильм о журналисте, который боролся с мафией.

Кроме героя фильма, были ли какие-то персоны, которые вдохновляли вас при выборе профессии?

Пожалуй, Парфенов. Но в большей степени меня вдохновляла любовь к литературе.

Какой из видов журналистики вас привлекал в большей степени? Печать, радио или телевидение?

Телевидение. Исключительно.

Как вам давалось обучение в РГГУ?

Легко. Мне вообще учеба дается легко.

Но все-таки, были дисциплины, которые вызывали затруднения?

Операторское мастерство. Я получила свое «отлично», но это было очень нелегко. У нас был очень хороший преподаватель. Но мне не удавались хорошие фотографии пейзажей.

А что, наоборот, давалось с особенной легкостью?

Сложный вопрос. У нас Николай Карлович Сванидзе преподавал комментарий. Нужно было прямо на лекции написать и тут же сдать комментарий. Вот это мне особенно нравилось.

Если бы у вас появилась возможность прослушать какие-то лекции заново, какие дисциплины вы бы выбрали?

Весь русский язык, несмотря на то, что у меня всегда был «автомат». Но исключительно с Евгенией Наумовной Басовской. Психологию, которую у нас преподавал Мац Сергей Эммануилович и, наверное, основы теории литературы – с большим удовольствием.

Это те предметы, по которым вы сейчас испытываете недостаток знаний?

Пожалуй, есть недостаток по литературе и философии. Философии у нас почти не было.

При поступлении в аспирантуру я поняла, что ничего не знаю из философии.

Можете ли вы назвать преподавателей, которые оказали на вас особенное влияние?

Конечно, Евгения Наумовна Басовская, Шульцман Петр Эрикович, Фельдман Давид Маркович.

Сохранили ли вы с ними общение? Может быть, возникли дружеские или профессиональные отношения?

Если мы встречаемся в университете, то нам есть о чем поговорить.

Какие события из студенческой жизни оставили теплые воспоминания?

У нас была очень недружная группа. Но подготовка к госэкзаменам нас объединила.

Расскажите про вашу дипломную работу. Как вы выбирали кафедру и тему работы?

Очень легко: первые два года я писала у Евгении Наумовны и поняла, что это слишком сложно, плохие работы мне сдавать стыдно, но сделать лучше я не могу. Поэтому на третьем курсе я пришла к Петру Эриковичу, сказала, что хочу писать про Парфенова и прошу его быть моим научным руководителем. Я писала про еженедельную передачу «Намедни». На четвертом курсе я взяла программу «Максимум». И на пятом курсе вышла на тему «Специальный репортаж на отечественном телевидении». Основным выводом моей дипломной работы была фраза о том, что специальный репортаж подвидом репортажа не является. Но, только взявшись за диссертацию, я поняла, как нужно писать диплом.

Вы поделитесь этим знанием?

Конечно! Надо просто книжки читать! Мне очень стыдно, когда в списке литературы у студента указаны учебники. Они копируют куски из пособий и вставляют их в работу.

А если читать книжки по теме, то человек в какой-то степени уже сможет разбираться в теме, по которой он пишет диплом.

То есть, он будет понимать структуру?

Будет контекст. Конечно, это в большей степени важно для студентов, которые пишут работу по истории, но и для тех, кто пишет по современности. Им нужно кроме статей, которые они накопали в Интернете, иметь теоретическую базу, знать о том, что было сделано до них. Если человек хорошо разбирается в своей теме, он не напишет глупостей.

Я на это надеюсь.

И всё-таки. Перед тем, как выбрать эту тему, он уже должен хорошо в ней разбираться. Как первокурсник может охватить весь этот объем?

Это очень просто и очень сложно. И у первокурсника, и у пятикурсника должен быть хороший научный руководитель. Он для этого и нужен, чтобы студент научился писать приличную научную работу. А как выбрать научного руководителя? Сначала студент должен понять чего он хочет сам. Понять, какая тема ему интересна.

А изменились ли ваши профессиональные предпочтения к моменту окончания университета?

Да. На первом курсе я была молодая и глупая. Я думала, что журналист может изменить мир, что он может нести правду в массу. К концу учебы я поняла, что это не так. Это невозможно.

Почему?

Когда я проходила практику на телеканале, я «мониторила» ленту и обратила внимание на новость о сносе домов при подготовке земель к олимпиаде в Сочи. Я распечатал эту новость, отнесла ее руководителю. Руководитель мне объяснил, почему мы не можем сделать материал на эту тему: мы не можем гарантировать, что в данном случае власть не права, а люди правы, мы должны для этого искать какие-то доказательства. При этом ничто не даст гарантию, что нас потом не затаскают по судам.

Но телевидение я по-прежнему считаю самым интересным из СМИ.

А ваша текущая деятельность приносит вам удовлетворение?

Нет. Но у меня есть время, чтобы писать диссертацию.

Результаты вашего труда оказывают какое-то воздействие на общество?

Нет.

В качестве завершения, хотелось бы получить от вас совет для первокурсников факультета журналистики, получающих образование, как второе высшее.

Точнее поймите для себя, зачем вам это нужно, что именно вы хотите получить от этого образования и приложите все усилия для того, чтобы этого добиться. Не пропускайте лекции, выполняйте все домашние задания, приставайте к преподавателям. Они почти всегда готовы потратить на вас время и ответить на ваши вопросы. Тем более, если преподаватели видят заинтересованность студента.

Фьерриген Марта

студентка факультета журналистики

Института Массмедиа РГГУ



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru