РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Роль искусственного интеллекта в гума...


Роль искусственного интеллекта в гуманитарном знании обсудили на Историческом факультете
12.04.2025

Роль искусственного интеллекта в гуманитарном знании обсудили на Историческом факультете

10 апреля состоялся Межвузовский круглый стол «Историк будущего: искусственный интеллект - новый поворот в исторической науке?», в работе которого приняли участие эксперты из различных областей гуманитарного исторического знания и специалисты в области развития цифровых технологий.


Актуальность проведения Круглого стола обусловлена тем, что в современном мире технологии искусственного интеллекта стремительно меняют исследовательские практики во многих научных дисциплинах. Историческая наука не является исключением: от обработки больших массивов исторических данных до создания цифровых реконструкций прошлого - искусственный интеллект открывает новые возможности для исторических исследований.

В работе круглого стола состоялось активная дискуссия по следующим проблемам:

  • Модель компетенций будущего выпускника-историка;
  • Этические аспекты применения искусственного интеллекта в работе с научными исследованиями;
  • Новые формы исторической реконструкции и визуализации с помощью искусственного интеллекта;
  • Перспективы трансформации профессии историка в эпоху цифровизации;
  • Возможности и ограничения искусственного интеллекта в науке.

В ходе заседания выступления были посвящены таким актуальным вопросам как «Искусственный интеллект как новый инструмент в руках историка» (Л.Н. Варламова, к.и.н., доцент каф. Истории государственных учреждений и общественных организаций Исторического факультета, эксперт Международной организации по стандартизации (ИСО), «Как искусственный интеллект меняет компетенции студента-историка» (А.Е. Митряков, к.и.н., доцент каф. истории Удмуртии, археологии и этнологии УдГУ) «Внедрение концепции цифрового двойника в классификацию цифровых реконструкций исторических личностей» (Л.К. Каримова, к.и.н., доцент, зав. каф. регионоведения и цифровой гуманитаристики КФУ), «Цифровая история в РГГУ: концепция, подходы, образовательные практики» (С.С. Новосельский, к.и.н., доц. каф. Истории и теории исторической науки Исторического факультета), «Советское научное сообщество в оптике цифровизации: от источников к базам данных» (Е.А. Долгова, д.и.н., директор Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ), “Цифровое бессмертие, исторический портал и нейросеть. Проекты ИАИ и ИИНТБ" (А.Ю. Журавлев, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой фундаментальной и прикладной математики РГГУ), Нейросетевые технологии и исторические источники: практические результаты анализа рукописи и исследовательские решения по получению метаданных на примере дневника Ф.П.Литке (А.К. Лаптев, к.и.н., научный сотрудник факультета Гуманитарных наук, НИУ ВШЭ), «Опыт применения искусственного интеллекта в школе» (Т.В. Филиппова, зам. директора института гуманитарных наук и языковых коммуникаций, доц. кафедры отечественной и всеобщей истории, Псковский государственный университет).

В дискуссии приняли участие д.и.н., проф. А.Б. Безбородов, к.и.н., доц. П.Н. Лебедев, к.и.н., доц. Т.Ю. Луцина, к.и.н., доц. И.П. Азерникова, а также, аспиранты и студенты Исторического факультета. 

Особо стоит отметить интерес к круглому столу со стороны участников ежегодного Национального форума преподавателей истории, соорганизатором которого традиционно выступает Исторический факультет. 

Доклады и следующая за ними дискуссия позволила составить ряд рекомендаций к модели компетенций выпускника-историка будущего.

С программой круглого стола можно ознакомиться по ссылке.