РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


В РГГУ состоялась III Международная нау...


В РГГУ состоялась III Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом вузе»
01.12.2022

В РГГУ состоялась III Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом вузе»


30 ноября 2022 года кафедрой иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ в дистанционном режиме была проведена III международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом вузе».

В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, кафедры международной безопасности ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, кафедры иностранных языков РГГУ, Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Московского международного университета, зарубежные исследователи из Германии, Республики Корея, Российско-Армянского (Славянского) университета (Армения), представители Таджикистана, Узбекистана.

Программа

Главная цель проведения конференции заключалась в обмене передовым опытом и знаниями в области общего языкознания, методики преподавания иностранных языков, лингвистики, лингвокультурологии, текстологии, терминологии, межкультурной коммуникации, психологии.

Работа конференции проходила по 4 секциям:

1. Иностранный язык. Общие вопросы.

2. LSP – иностранный язык как язык направления подготовки студентов.

3. Коммуникативные и психологические аспекты обучения иностранному языку.

4. Лингвистические и методические аспекты обучения иностранному языку.

Представленные доклады были посвящены актуальным вопросам современной науки. Участники конференции обсудили проблемы, связанные с современной образовательной парадигмой и задачами развития, совершенствования, оптимизации методов обучения профильно-ориентированному иностранному языку, затронули иноязычный коммуникативный дискурс, остановились на сложностях активизации познавательных процессов при овладении иноязычным вербальным материалом, рассмотрели возможности применения интерактивных технологий в преподавания иностранного языка.

Тезисы

Выступавшие подчеркивали, что успех образовательной деятельности в современных условиях во многом зависит от ключевой фигуры образовательного процесса – педагога, и не только от его профессиональной компетентности, но и от его профессионального благополучия. Развивающую, творческую, психологически безопасную образовательную среду способна создать личность, имеющая позитивный опыт преобразования себя и собственной жизни. 


Предметом обсуждения на конференции стали и аспекты профессионального «выгорания» преподавателей высшей школы; были предложены меры профилактики, такие как, например, психотехники расслабления и «заземления», использование цвета в практике релаксации, приемы владения голосом и т.п.

В ряде докладов рассматривались проблемы дискурса. Подчеркивалось, что в лингвистике понятие «дискурс» получило развитие в качестве характеристики речевой деятельности в связи с широким распространением динамических моделей языка, а также при изучении языка как средства выражения системы мировоззрения и мировосприятия, идеологий, взглядов и мнений, рассматриваемых в тех или иных социокультурных контекстах. Было отмечено, что любые сформулированные идеальные типы дискурсов или его элементов, могут в конечном итоге иметь совершенно другие функции в конкретном тексте или речи. При этом контекст понимается в самом широком смысле и включает лингвистические, экстралингвистические и прагматические параметры.


Вполне закономерно, что ввиду поступления в РГГУ значительного числа зарубежных студентов, участники конференции остановились на особенностях обучения иностранному языку в полиэтнической группе. Было подчеркнуто, что обучение языку в таких группах должно реализовываться с учетом уровня сформированности когнитивной компетенции, темпа продвижения обучающихся в усвоении материала, а также исходя из национальных, социальных и психологических особенностей, ценностных ориентаций и мотивационной сферы. Необходимо грамотно выстраивать обучение в зависимости от национальной культуры, влияния процессов, связанных как с этническими особенностями учащегося, так и с межкультурным взаимодействием.

Много внимания было уделено интерактивной методике в преподавании иностранного языка. Особый интерес вызвало исследование по применению подкастов в обучении английскому языку в инклюзивной среде. Инклюзивная среда подразумевает создание равного доступа к образованию для всех учащихся с учётом всего спектра образовательных потребностей и персональных возможностей. Студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) во время изучения английского языка сталкиваются с рядом проблем: это более медленное усваивание лексических, грамматических и синтаксических конструкций, а также сложности с практическим применением пройденного материала. В инклюзивной среде необходимо использовать инновационные методы при обучении иностранным языкам. Так, подкасты в обучении английскому языку можно рассматривать как один из важных элементов, способствующих не только снижению психологических трудностей, но и преодолению языкового барьера у студентов с ОВЗ. Более того, подкасты создают благоприятную атмосферу для межкультурного общения, обеспечивают свободный доступ студентов к большому количеству аутентичных файлов для тренировки различных видов речевой деятельности. Немаловажной оказывается и творческая составляющая в подкастах, поощряющая студентов к созданию собственных подкастов, что, в свою очередь, способствует улучшению навыков аудирования.


Все участники конференции проявили живой интерес к рассматриваемым проблемам, высказывали свое мнение, предлагали свои пути решения. В рамках секций развернулись широкие дискуссии по содержанию докладов и презентаций.  

Актуальные научные разработки, представленные участниками в ходе работы конференции, уже нашли или найдут свое применение в студенческой аудитории.