РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Что такое «иммерсивность» и как её изу...


Что такое «иммерсивность» и как её изучать? Обзор встречи семинара по исследованиям медиа и образа
09.11.2021

Что такое «иммерсивность» и как её изучать? Обзор встречи семинара по исследованиям медиа и образа


25 октября состоялась очередная встреча семинара Факультета культурологии РГГУ по исследованиям медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». В этот раз участники обсуждали понятие и методы исследования иммерсивности. 

В начале встречи руководитель семинара канд. ист. наук Ирина Николаевна Захарченко сделала доклад на тему «Иммерсивность в технологических средах: подходы к изучению»

В докладе, ссылаясь на работу современного теоретика Х. У. Гумбрехта «Производство присутствия: Чего не может передать значение», Ирина Николаевна продемонстрировала актуальность исследований иммерсивности (от лат. immersio и immergo, «погружение» и «погружаю»): в цифровую эпоху человеческие познавательные стратегии смещаются с поиска толкований и значений в сторону чувственного и эмоционального опыта, опыта «вовлечения». Основная часть доклада была посвящена представлению подходов к изучению иммерсивности у различных теоретиков. Так, было показано, что у О. Грау («Эмоции и иммерсия: ключевые элементы визуальных исследований») иммерсивность связана с технологическими способами эмоционального вовлечения в виртуальную среду. Схожей представляется концепция В. Вольфа (“Aesthetic illusion as an effect of fiction”): он считает иммерсивностью ситуацию экспериментального, необыденного вовлечения в пространство репрезентации. В отличие от О. Грау и В. Вольфа М.-Л.Райан (“Narrative as Virtual Reality”) предлагает ввести два уровня трактовки иммерсивности: с одной стороны, как эффект восприятия (субъектно-ориентированный подход), с другой — как технологию, этот эффект вызывающую (объектно-ориентированный подход). А. Крейг и У. Шерман (“Understanding Virtual Reality”), в свою очередь, предлагают в интерпретации иммерсивности разделять ментальное погружение (mental immersion) и обеспечиваемое технологиями физическое погружение (physical immersion). Этот же подход развивают авторы коллективного  исследования  “Immersivity: An Interdisciplinary Approach to Spaces of Immersion”, в котором предлагается использовать разные понятия для описания состояния субъекта в иммерсивных пространствах («иммерсия» как состояние, immersion) и для исследования способности технологии вызывать это состояние («иммерсивность»,  immersivity).


Завершила Ирина Николаевна свой доклад обоснованием тезиса о необходимости изучения иммерсивности в междисциплинарном пространстве, где могут быть применены знания о вне рациональных способах постижения мира, соматических и нейропсихических трансформациях субъекта в техномедиасредах, перформативных практиках, механизмах работы с репрезентациями. 

Упомянутые работы можно найти в групповой библиотеке семинара на zotero. Доступ к библиотеке предоставляется активным участникам семинара.

После доклада аспирантка кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Ольга Щедрина на нескольких примерах представила возможности создания иммерсивных сред с помощью цифровых технологий. Участники семинара активно включились в обсуждение вопросов, связанных с определением содержания и границ понятия «иммерсивность». Обсуждались, в частности, различия состояний в ситуации обыденного вовлечения и интерактивности — чтения книг, игры в компьютерные игры, — от иных ситуаций, в наше время потребовавших отдельного имени. Участники обратили внимание на то, что слово «иммерсивность» активно используется в рекламе театральных постановок и выставок, причём как в контексте обращения к цифровым технологиям, так и вне него. Аспирант кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Андрей Петропавлов предложил рассмотреть несколько иммерсивных проектов Музея истории ГУЛАГа, в котором он работает, формулируя важные вопросы о моделирования иммерсивности, её различии с развлечением, а также об определении выставок в качестве «иммерсивных». Во время обсуждения были определены важные различия в самих  дискурсах интерактивности и иммерсивности, предложены рабочие определения иммерсивности как явления, а также представлены некоторые оригинальные пути для её исследования. 



Следующая встреча семинара «Культурные практики в технологических медиа средах» состоится онлайн (на платформе zoom) 29 ноября, в 17:00 по московскому времени. Встреча будет посвящена взаимосвязи медиа и воображения.

Зарегистрированные участники получают на почту информационное письмо с текстом К. Вульфа, с которым рекомендуется ознакомиться перед заседанием. Регистрация — mediastudies.ru