РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет культурологии



На факультете культурологии прошла конференция «Путешествия во времени: время в структуре художественного произведения»

На факультете культурологии прошла конференция «Путешествия во времени: время в структуре художественного произведения»

Опубликовано: 19.03.2021 |  Обновлено:  |  Просмотров: 102

5-6 марта 2021 г. на факультете культурологии прошла Всероссийская научная конференция "Путешествия во времени: время в структуре художественного произведения"

5-6 марта 2021 г. на факультете культурологии прошла 3-я Всероссийская научная конференция "Путешествия во времени"!


Каждый год на конференции затрагиваются немного разные аспекты путешествий во времени. В этом году в центре внимания были структуры времени в художественных произведениях, способы построения нарратива, конструирования разных времен через определенные вербальные, визуальные и другие маркеры и т.д.

Утренняя секция первого дня конференции отличалась широтой географического и хронологического охвата: от воспроизведения христианских эсхатологических мотивов на серебряных богослужебных блюдах Востока (доклад участницы из Узбекистана Е. Поторочиной) – к  творчеству И. Шмелева и «живым вещам», пробуждающим память о прошлом (Л. Горюшкина), от интерпретаций «руины» и присвоения ей новых значений  в современной архитектуре (А. Аравина) до границ темпоральности у индийского писателя-постмодерниста Аравинда Адиги (Т. Филиппова).

Вторая секция была посвящена проблемам конструирования времени в различных контекстах - внутри художественного текста романов (доклады И.А. Морозова, И.М. Искендировой и Л.С. Соколовой), а также, в случае последнего доклада, теме моделирования художественного времени в пространстве литературного музея (доклад Е.В. Гараниной). Важными темами для обсуждения стали связь образов времени в текстах с субъектностью, историческими нарративами, мифологическими идеями. Отдельной проблемой выступили способы конструирования времени через литературные приемы и историко-культурные контексты: воспоминания героев/исторических личностей (в том числе, привязанные к повседневным предметам); выстраивание "возможного мира" повествования, введение дополнительных сюжетных элементов (например, хроник, или перемещения во времени с помощью анабиоза в рамках фантастического романа).

В рамках заключительного заседания первого дня конференции ярко проявилась идея построения обсуждения вокруг вопроса о структуре времени в различных формах художественных произведений и практик. В представленных докладах, затрагивавших достаточно далекие друг от друга тематические поля, удалось нащупать основания для коллективной дискуссии не просто о различных проявлениях структуры времени, но о том, как конструируются линейные, цикличные, многоуровневые и различные неявные развертывания временного компонента в культурных объектах и практиках, и как они воспринимаются зрителем, читателем и потребителем культурного продукта. Было показано как историческое прошлое как контекст и набор специфических, узнаваемых черт используется в практиках массовой культуры (М.В. Золотухина, Е.И. Нестерова). Докладчиками были затронуты вопросы работы со временем как характеристикой авторского языка в визуальных и литературных произведениях (И.Н. Захарченко, М.В. Герасименко). Также был представлен анализ сложных временных структур как основы сериального нарратива (Е.А. Нестерова). Полифония тем позволила проследить потенциал проблемы времени как основы для междисциплинарных дискуссий и критических обсуждений.

Во второй день конференции дискуссия о времени разворачивалась в двух направлениях в рамках параллельных секций. В одной секции в центре рассмотрения оказались вопросы построения темпоральных режимов в массовой культуре – от русских народных песен и скандинавской мифологии до фильмов и видеоигр. Так, в контексте кино были затронуты способы конструирования биографических нарративов, при которых используются различные манипуляции с временными границами (Д.А. Великохатько), стратегии «руинизации» времени и создания альтернативных временных режимов (Г.А. Шматова), эффекты «перемены будущего» (А.В. Тарасова) и концепт детства как специфического темпорального режима (И.В. Лабутин). Важным предметом рассмотрения были как нарративные, так и визуальные формы репрезентации времени в кино.

В другой секции дискуссия о времени разворачивалась вокруг источников, связанных с советским культурным контекстом. Были рассмотрена темпоральные структуры повседневности 1920-1930-х годов на материале кино и литературы (А.Е. Якимов, А.И. Куляпин, О.А. Скубач, Е.Н. Сергеева, К.А. Сундукова), а также представления о (советском, и не только) прошлом и будущем в позднесоветскую и постсоветскую эпохи (А.В. Демкина, Б.В. Рейфман). Представляются очень важными дискуссии о том, как в советской культуре конструируется время – настоящее, прошедшее и будущее (Т.А. Круглова) – что стоит за этими категориями, насколько они отдалены друг от друга, сколько они длятся, как через репрезентацию «прошлого» и «будущего» конструируется «советское» и т.д. Кроме того, обрамляя советский "век", были затронуты способы концептуализации будущего (Т.И. Хоруженко) и прошлого (В.Я. Малкина) в русской культуре начала и конца XX века. 

Программа конференции