российский
государственный
гуманитарный университет

Образование в РГГУ   Факультет культурологии   Новости ФК   На факультете культурологии прошла конференция "Дети и детство в ...
На факультете культурологии прошла конференция "Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования” памяти В.Г. Безрогова

На факультете культурологии прошла конференция "Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования” памяти В.Г. Безрогова

Опубликовано: 08.12.2020 |  Обновлено:  |  Просмотров: 200

27-28 ноября 2020 г. на факультете культурологии прошла всероссийская научная конференция "Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования” памяти В.Г. Безрогова

В докладах и дискуссиях были продемонстрированы и обоснованы новые подходы к междисциплинарному изучению историко-культурного феномена детства; на конференции было показано, что созданные по инициативе и при участии В.Г. Безрогова научные сообщества в настоящее время продолжают и развивают проекты и разработки в рамках исследовательской и просветительской работы/

На пленарном заседании, открытом Г.И. Зверевой, были поставлены общие вопросы, связанные с осмыслением наследия В.Г. Безрогова, его роли в создании междисциплинарного поля изучения проблем детства, истории образования, ученичества, школы.

В докладе Е.Ю. Ромашиной была предложена концептуальная рамка трудов В.Г. Безрогова – от исследования педагогической мысли и педагогического сознания до изучения педагогической практики и педагогического обычая. В докладе О.Е. Кошелевой было рассмотрено предложенное В.Г. Безроговым обращение к феномену ученичества как отличного от института школьного образования, что явилось принципиально новым поворотом в истории образования. В докладе К.А. Левинсона шла речь об изучении учебника как репрезентации картины мира по работам В.Г. Безрогова.

Секция “Диалог дидактический культур в учебной и детской литературе” была открыта докладом Ю.П. Крыловой, посвященным родительским наставлениям и обучению коммуникативным стратегиям, начиная с эпохи Меровингов и до позднесредневековых поучений.

Тема формирования личности продолжалась в докладе М.А. Корзо о воспитании добродетельного человека раннего Нового времени на примерах школьных учебников и книг в докладе Ю.Э. Шустовой, рассмотревшей книгу “ Ифика иерополитика или философия нравоучительная символами и приуподоблениями изъясненна к наставлению и пользе юным”, сыгравшую значительную роль на всем пространстве православного и греко-католического мира, ранее обойденную вниманием многих исследователей.


Проблема перевода и адаптации текстов в ракурсе кросс-культурного взгляда была освещена в докладе Е.Ю. Ромашиной на примере книжной графики Оскара Плеча и ее бытования в российских и британских изданиях. Продолжением темы влияния немецкой литературы, в данном случае, педагогической прозвучал доклад С.Г. Маслинской, представившей коллективную монографию “Русско-немецкие контакты в детской литературе XVIII - XX веков”.

Диалог дидактических культур как одно из направлений деятельности В.Г. Безрогова является центральной идеей коллективной монографии “Детский мир Ушинского и западноевропейская учебная литература”, позволяющей принципиально по-новому взглянуть на интерпретацию Ушинским западноевропейской педагогической мысли.

 

Л.В. Мошкова представила новую интерпретацию источников по изучению того, как обучались письму дети служилого сословия России в первой трети XVI века - так называемые рукоприкладства (подписи свидетелей на обороте акта). Непосредственно новым источником по истории педагогики в России стал и “Diarium” И.В. Пауса XVIII в., обращение к которому познакомило с основным корпусом данного документа) благодаря докладу Т.В. Костиной. Два выступления (В.В. Рыбакова и О.Е. Кошелева) были посвящены трудам на Амоса Коменского, который всегда оставался в фокусе пристального внимания В.Г. Безрогова, в последние годы работавшего с Лейденской рукописью Orbis Pictus.

Одним из примеров реализации этого направления стала книга “Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sensualium pictus”, вышедшая в 2017 году и представленная на секции К.А. Левинсоном.

Проблемы современного состояния учебной литералу и репрезентации исторических событий были поставлены в докладе И.В. Ребровой, предметов внимания которой стала эволюция того, как освещается тема Холокоста в советских и постсоветских учебниках.

 

На Круглом столе, завершившем работу первого дня конференции, проблема советской истории, в том числе сталинских репрессий, военного времени стала предметом внимания О.Б. Бухиной. Были озвучены размышления М.Н. Кузьмина о его последнем разговоре с В.Г. Безроговым, в том числе обсуждение проблем истории российской модернизации в ракурсе развития грамотности и школьного образования.

Интересу В.Г. Безрогова к вопросам современному миру детства, в том числе, в социологическом ключе вообще и школы, в частности, было посвящено выступление С.Н. Майоровой-Щегловой; Г.В. Макаревич рассказала о работе семинара по культуре детства. Прозвучали реплики и выступления и других участников конференции - А.С. Обухова, А.Ю. Рожкова, О.П. Илюхи, Т. Скляровой, С.Г. Маслинской.

 

Второй день работы конференции, посвященный проблемам детства в междисциплинарном научном дискурсе, был открыт докладом А.С.Обухова о субкультуре детства в триединой перспективе (культура взрослых для детей, дети в культуре взрослых и культура детского сообщества, представленная примерами антропологических экспедиций). Сопряжение современного взгляда на события прошлого оказались в фокусе внимания О.П.Илюхи, проанализировавшей нарратив об освоения пространство города послевоенной приграничной Карелии.

Исторические исследования детства несколько более раннего периода прозвучали в докладах А.В.Чебаковской, посвященном попытке реконструировать облик малолетних правонарушителей в Карелии 1920-1930-х гг. о документам комиссий по делам несовершеннолетних. Мир детей этого же периода в истории России был представлен Л.М. Гайнуллиной, избравшей в качестве источника журнал “Октябрь баллады”, докладе А.Ю.Рожкова, о цензурировании детской литературы и роли известных исторических деятелей в инициировании этого процесса. Практики чтения довоенного и военного периода осветила М.В.Золотухина на материалах воспоминаний историков.


Г.Н.Ульянова представивила многоаспектный и детальных анализ динамики развития начального и среднего образования в Российском империи в 1902 - 1914. В докладе А.Б.Лярского шла речь о том, как деятельность в школьных рукописных журналах позволяет судить о выработке мировоззрения на рубеже XIX и XX вв, Детским текстам школьниц век спустя - в 1980-1990 - е был посвящён доклад А.С. Кучер.

Современные исследования проблем детства были представлены в докладе Н.С. Галушиной, познакомившей с интерпретацией детского сиротского опыта по данных автобиографических повествований с детальным анализом основных тем этих нарративов и способов их представления информантами.


М.К. Любарт предложила доклад о культурных особенностях организации внешкольной активности, а также внутришкольного пространства на примере французских школьных коллективов.

Секция завершилась презентацией книги “Детство в европейских автобиографиях. От Античности до Нового времени Ю.П. Зарецким, выпуска журнала “Вестник ВСТГУ Педагогика. Психология. посвящённого памяти В.Г. Безрогова, Т.В. Скляровой, научно -методического журнала “Исследователь” А.С. Обуховым, а также книги “De orbe et urbe: учебная литература и отражение мира в ней как предмет исследований В.Г. Безрогова” К.А. Левинсоном.

Программа конференции

Видеозапись конференции