РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Отчет о всероссийской научной конфере...


03.10.2019

Отчет о всероссийской научной конференции "Звук в культуре"

21 - 22 июня 2019 г. на факультете культурологии РГГУ прошла всероссийская научная конференция "Звук в культуре"


21-22 июня 2019 года прошла всероссийская научная конференция факультета культурологии РГГУ «Звук в культуре». В конференции приняли участие исследователи из разных российских культурных организаций, университетов и городов. Доклады и обсуждения проходили в рамках пяти секций.


Первая секция, открывавшая конференцию, была посвящена современным подходам к исследованию звука.  Ставились вопросы о целесообразности разграничения между аудиальным и визуальным аспектом, об ограничениях и возможностях в области звуковых исследований и поиске необходимого аналитического инструментария.

Доцент факультета культурологии РГГУ Елена Нестерова в своем докладе представила историографический обзор историко-культурных исследований звука, начиная с исследований звукового ландшафта древних пространств и заканчивая изучением современности, технологий воспроизводимости звука и новых способов вслушивания.


Сокуратор лектория «Вслух. Исследования звука» Вита Зеленская проблематизировала различные подходы к осмыслению звука как политического действия и возможности наделения его политической агентностью. Были представлены некоторые примеры звуковых медиарепрезентаций Движения солидарности с беженцами (Refugee solidarity movement). В данном контексте ключевым стал вопрос о расширении и потенциале всего исследовательского поля звуковых исследований (sound studies). 

 

Анатолий Рясов, звукорежиссер музыкальных студий «Мосфильма» и автор многочисленных публикаций по философии звука, в своем выступлении обратил внимание на ряд сформировавшихся стереотипов в звуковых исследованиях, которые заслоняют собой более важные вопросы, связанные со звуковым мышлением. По мнению А. Рясова, часто возникающее противопоставление визуального и аудиального в теоретическом плане перестает работать, а наличие технического прогресса в современном мире вовсе не обесценивает проблему дотехнического вслушивания в звук и смысл визуальных образов.

Продолжая тему звуковых и визуальных образов, Роман Королев-Намазов, научный сотрудник Московского музея современного искусства, в своем выступлении предложил концептуализировать феномен звукового восприятия посредством редукции. Данная процедура позволяет описать трансгрессивный опыт и существенно переосмыслить музыкальное искусство.

В следующей секции, посвященной изучению современной аудиальной культуры, были затронуты вопросы музыки. Секция состояла из двух частей.

Владислав Тарнопольский, преподаватель кафедры современной музыки Московской консерватории, шеф-редактор портала о новой музыке Stravinsky.online, на примерах опусов ведущих композиторов послевоенного авангарда и современности проблематизировал пространственный аспект и его влияние на развитие новых музыкальных жанров.

Антон Боровиков, аспирант философского факультета МГУ, предложил рассмотреть поздние оперы композитора Д. Верди не как часть классической музыки, а как часть массовой культуры. По мнению А. Боровикова, метафора нейросети позволяет описать творческий метод композитора и новую систему спектакля или оперы, где зрители играют не менее важную роль, чем исполнители.

В докладе Альберта Патракова, аспиранта факультета культурологии РГГУ, рассматривалась проблема аудиовизуальной синхронности и репрезентация коллективной памяти в музыкальном видеоклипе Питера Гэбриэла. 



Во второй части секции внимание акцентировалось на звуковом аспекте в современной массовой культуре. Виктория Мерзлякова, доцент факультета культурологии РГГУ, в своем выступлении рассматривала звуковые эффекты как элементы аттрактивности в популярной музыке: запоминающиеся мелодические или ритмические конструкции, фонетические игры или имиджевые звуковые маркеры.

Аспирант факультета культурологии РГГУ Анастасия Богатырёва рассказала об аудиосериале Дмитрия Глуховского под названием «Пост» - одном из первых российских проектов такого рода. Помимо контекста производства и восприятия аудиосериала, были затронуты категории голоса, звукового оформления и саундтрека.

Наконец, Егор Ефремов, магистрант Школы культурологии НИУ ВШЭ, в своем докладе представил постантропоцентрический взгляд на электронную музыку второй половины ХХ века и обратил внимание на роль разработчиков в процессе формирования культурных практик слушания.




Второй день конференции начался с секции, посвященной культурной памяти и реконструкции звука. Акцент был сделан на работе с письменными источниками, литературными текстами, аудио-письмами.

Лейонис Аанрис ван Хааске, антрополог и независимый исследователь, на материале фольклорных сборников (с акцентом на русской фольклорной традиции) поставил вопрос о звуке в контексте взаимоотношения между страхом и сверхъестественным.

Геннадий Кузовкин, историк, директор исследовательской программы «История инакомыслия в СССР» (НИПЦ «Мемориал»), представил аудио-письма Льва Копелева и Раисы Орловой, записанные в период с 1983 по 1986 гг. Данные записи были рассмотрены в качестве ценных аудиальных исторических источников.

Ирина Петрова, магистрантка НИУ ВШЭ, свой доклад посвятила реконструкциям поэтических чтений, звучавших на площади Маяковского в Москве с 1958 по 1961 гг. Поскольку подлинных аудиозаписей не сохранилось, основными источниками служили письменные тексты.


Юлия Волохова, аспирант УНЦИР РГГУ, на примере текстов В. Гроссмана проанализировала авторский опыт вербализации аудиальных образов Катастрофы европейского еврейства. Ю. Волохова отметила, что автор апеллирует к конкретной задокументированной реальности, однако некоторые аудиальные образы не поддаются реконструкции.

Секция «Интермедиальные практики» стала дополнением к предыдущей секции, и помимо письменных источников была рассмотрена также и визуальная культура.

Владислава Гайдук, историк, заведующая архивным сектором Медиатеки ГМВЦ «РОСИЗО», проанализировала основные принципы графической записи актерской речи в Государственном театре им. Вс.Э. Мейерхольда.

Александра Орлова, куратор выставочных проектов (Российская государственная библиотека искусств), соискатель ГИИ, в своем докладе рассмотрела несколько саундинсталляций российских и зарубежных художников, где визуальный ряд заменяется смоделированными саундпространствами.


Ульяна Проскурякова, аспирантка РГГУ, поставила проблему музыкальности в художественной литературе. В творчестве А.С. Пушкина была проанализирована многоаспектность воплощения музыкальности, ее специфики, функции и влияния на художественную структуру произведения.

Завершающая секция «Звук в городе: между теорией и практикой» стала возвращением к теме первой секции, где помимо конкретных исследовательских кейсов обсуждались также теоретические вопросы, ставящиеся в области современных sound studies.

  В докладе Ксении Майоровой, магистра градостроительства, младшего научного сотрудника и преподавателя Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ, понятие аудиального насилия рассматривалось как аналитический инструмент для осмысления звуковых сред современных городов.

Георгий Орлов-Давыдовский, студент факультета культурологии, рассказал о традиционных и альтернативных методах проведения звуковой прогулки в городских пространствах и о тех сложностях, которые при этом возникают. В частности, одной из проблем является страх звукозаписи, который возникает как у окружающих исследователя людей, замечающих звукозаписывающее устройство, так и у самого исследователя, сталкивающегося с ситуациями недоверия или административного запрета на запись.

 

Каждый из докладов сопровождался заинтересованным обсуждением, демонстрирующим, что область звуковых исследований является актуальной и востребованной в российском научном пространстве и имеет широкие перспективы.