РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Мероприятия, события, объявления


21.11.2012

Круглый стол "Фольклор и антропологическая психиатрия"

Круглый стол "Фольклор и антропологическая психиатрия"


Российский государственный гуманитарный университет

Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ


проводят междисциплинарный круглый стол на тему

Фольклор и антропологическая психиатрия.

Проблемы порождения и анализа текстов.

28 ноября 15:00 ауд. 157


Программа

И. Зислин (Иерусалим) Пророк, который не хочет быть пророком: клиника и текст.

А.И. Сосланд (Институт «Русская антропологическая школа» РГГУ)

«Открытость» и сюжеты бреда: принцип дополнительности.

О.Б. Христофорова (ЦТСФ РГГУ) «30 лет назад я проглотила муху», или Как формируется личный нарратив «одержимого».

С.Ю. Неклюдов (ЦТСФ РГГУ) Виденье и виденье. Проблема визуализации образов в мифологической традиции.

В.А. Черванева (ВГПУ, Воронеж / ЦТСФ РГГУ) Фольклорные жанры в свете проблемы онтогенеза речевой деятельности.

Т.А. Михайлова (МГУ им. М.В. Ломоносова)

Образы безумия и способы его излечения в фольклорной традиции островных кельтов.

Д. Доронин (Институт этнологии и антропологии РАН)

Шаманская болезнь и общение с духами у современных «знающих людей» в Республике Алтай.

Работа круглого стола нацелена на формирование общего дискуссионного пространства, включающего исследования в области фольклористики и мифологии, с одной стороны, и антропологической психиатрии, с другой.

Антропологическая психиатрия – направление в рамках современной медицины, более внимательное к культурному контексту психических «отклонений» – как культурно-специфичных синдромов, ограниченных рамками отдельных традиций, так и болезней, признаваемых универсальными.

Между фольклорно-мифологическими текстами, с одной стороны, и текстами, репрезентирующими состояние душевнобольных, с другой, наблюдаются показательные аналогии, которые могут относиться к различным уровням – от семантических механизмов текстуализации до культурных и психо-физиологических универсалий.

Область пересечения между двумя этими видами текстов, создаваемых носителями традиции (степень психической «нормальности» которых нередко определяется с инокультурных позиций), задает необходимость (и возможность) своего рода «стереоэффекта» при их изучении, для которого был бы полезен диалог между фольклористами, исследующими базовые структуры устной традиции, антропологами, изучающими действие этих структур в социальной действительности, и психиатрами, стремящимися применить знание традиционных моделей и механизмов в лечебных целях.

Возможен ли такой диалог и как он может методологически обогатить указанные научные дисциплины? Об этом пойдет речь на круглом столе.

Предлагается следующий круг тем для обсуждения:

Антропология в условиях клиники.

Сюжеты и мотивы бреда и фобий с точки зрения фольклористики.

Мифология как объект антропологической психиатрии.

Личные мифологические нарративы: трансляция устной традиции и/или истории болезни?

Фольклорные тексты и состояния «измененного сознания» (шаманский транс, кликушество и т.п.).

Одержимость с позиций психиатрии, фольклористики и социальной антропологии.