РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Мероприятия, события, объявления


23.10.2012

Фотографии Бориса Соколова "Россия и Германия: два века садовых встреч"

Выставка, приуроченная к Году Германии в России и России в Германии, проводится в дни конференции "Ландшафтная культура мира: сады искусств".


Российский государственный гуманитарный университет
Музейный центр

приглашают на выставку 

"Россия и Германия: два века садовых встреч"

Фотографии профессора Факультета истории искусства Бориса Соколова

24-26 октября 2012 г.

Выставка, приуроченная к Году Германии в России и России в Германии, проводится в дни II Международной научной конференции "Ландшафтная культура мира: сады искусств" (РГГУ ). Ее тема – связи, влияния и параллели двух ландшафтных культур, имевших особое предрасположение друг к другу в эпохи Просвещения и романтизма.

История российско-немецких связей начиналась в XVII веке, когда в царских садах Измайлова работали приехавшие из Германии садовники. Немало архитекторов и садовых мастеров немецкого происхождения работало в России в петровское время. Две культуры, примерно равно удаленные от итальянских и английских традиций, были близки в своих поисках "естественного" паркового стиля. "Теория садового искусства" Кая Кристиана Лоренца Хиршфельда интересовала двух ярчайших людей екатерининской эпохи – сельского энциклопедиста Андрея Тимофеевича Болотова и архитектора Николая Александровича Львова. Звездный час политических и садовых связей наступил в первой половине XIX века. Огромное королевство Пруссии становится стратегическим союзником александровской, а потом и николаевской России. В Потсдаме вокруг вилл и павильонов Шинкеля возникают пейзажные парки Шарля-Жозефа Ленне, а в Петергофе дворцы Андрея Штакеншнейдера окружают зеленые кулисы садового мастера Петра Эрлера. Близость этих ансамблей хорошо видна и сегодня.

В конце XVIII века в Россию приехала вюртембергская принцесса София, ставшая императрицей Марией Федоровной и одной их наиболее страстных любительниц садового искусства. Летняя резиденция Этюп, где она росла, давно исчезла, родовой замок теперь находится во Франции, но следы ее увлечения садом детства и особенно парком Хоэнхайма, богатым и полным фантазии, сохранились в Павловске. От дружбы между Александром I и Фридрихом Вильгельмом III осталась "Русская колония Александровка" в самом сердце Потсдама. Памятником родства между Романовыми и Вюртембергами стали виллы – Ольгин павильон и Петергофе и Вилла Берг в Штутгарте. Есть в истории взаимоотношений и мемориальный ландшафт – величественный мавзолей на огромном холме под Штутгартом, где покоится безвременно умершая вюртембергская королева Екатерина Павловна.

Культуры России и Германии вновь сблизились в период поисков нового искусства. Эпоха символизма и авангарда требовала от художников сплотиться вне стен Академий, вне городских условностей. Так возникли Абрамцево, Талашкино, Поленово в России, Ворпсведе, Мурнау, Колония Боссард в Германии. К последнему поколению, которое связывало садовые миры России и Германии, принадлежала плеяда немецких ландшафтных архитекторов, начинавших работать в конце XIX века и создавших множество садов, паров, цветочных сортов в советское время.

Вернисаж 24 октября 2012 г. в 17 часов

Выставка работает ежедневно, кроме воскресенья и понедельника,

до 10 ноября с 10 до 17 часов

Ул. Чаянова, 15, РГГУ, Главное здание, 2-й этаж, выставочный зал

Тел. 8-499-250-61-93, 8-985-380-10-67