Оксана Вячеславовна Гавришина — канд. культурологии, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ
Что делает фотографию модной?
В сообщении будет рассмотрена серия цветных фотографий начала ХХ века из коллекции Рейксмюсеума (Амстердам), выполненных в жанре портрета. Именно в рамках этого жанра складывалась ранняя модная фотография. Однако потенциал перехода в жанр “модной" фотографии есть не у каждого портретного снимка. Данная серия, во многом, благодаря использованию цвета таким потенциалом обладает, что позволяет поставить вопрос об особенностях модной фотографии как типа изображения.
Алексей Евгеньевич Котельвас — историк культуры, независимый исследователь
Модная поза в женских портретах Валентина Серова
В докладе проводится параллель между практиками демонстрации одежды в модных журналах 1900-1911 годов и позами моделей в женских портретах Валентина Серова соответствующего периода. Показывается эволюция женских поз в творчестве Серова в связи с развитием представлений о "современной" женщине.
Татьяна Юрьевна Дашкова — канд. филол. наук, доцент Высшей школы европейских культур факультета культурологии РГГУ
Еще раз про бретельку, или Что не так на фотографиях в советских женских журналах 20-х годов?
Умение правильно фотографировать советских людей пришло не сразу - 1920-е годы были временем, когда еще не сложилась иконография идеологически правильных снимков. В сообщении я обращусь к этому «доканоническому» периоду советской изобразительности. Материалом, позволившим проблематизировать политики репрезентации 20-х годов, станут фотографии из массовых общественно-политических женских журналов «Работница», «Крестьянка», «Работница и крестьянка», «Делегатка».
Ольга Михайловна Аннанурова — преподаватель кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС
Проявляя неловкость: современные реконструкции фотографических портретов 1920-х годов
Реплика будет посвящена попыткам реконструировать портретные фотографии 1920-х годов, воспроизводству поз, жестов и костюмов в современной профессиональной и любительской фотографии. В фокусе внимания — восприятие зрителем аутентичных изображений и более поздних "копий".
Ксения Олеговна Гусарова — канд. культурологии, ст.науч.сотр. Института высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского РГГУ, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС
Перформативность гендера в онлайн-руководствах по позированию
В докладе будет рассмотрено производство значений гендера в современных онлайн-руководствах по позированию. Большинство подобных советов по умолчанию предполагает, что моделью является женщина, что показывает, каким образом категория гендера встроена в сами условия видимости, предъявления себя другим посредством фотографии. Тем более интересно проследить стратегии вписывания мужественности в данную визуальную парадигму. Мы рассмотрим соотношение текста и образа в руководствах по позированию: каким образом зачастую сходные позы или их элементы наделяются значением, соответственно, «мужественности» или «женственности». Отдельное внимание в докладе будет уделено роли одежды в конструировании языка позирования.
Ольга Борисовна Вайнштейн — д-р филол. наук, вед.науч.сотр. Института высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского РГГУ
Перформансы Андрея Бартенева: костюмы и контексты
Доклад посвящен эстетическим особенностям перформансов Андрея Бартенева, культурным контекстам его творчества. Особо рассматривается отношение Бартенева к моде.
Наталья Георгиевна Полтавцева — канд. филол. наук, доцент, вед. науч. сотр. кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ
Фантомные боли как знак присутствия: тело в литературе
В выступлении на материале творчества Андрея Платонова и некоторых современных российских писателей (Шишкин, Водолазкин) рассматривается феномен телесности с точки зрения соотношения нормы и ее нарушения.
При этом выясняется, как формальное нарушение целостности становится поводом для создания дополнительных выразительных возможностей, когда исследование феномена приводит к созданию принципиально нового антропологического контекста. "Отсутствие", "нарушение", "боль", "граница" соседствуют при этом с "наличием", "преодолением", "совершенством", а "иллюзия" занимает место "реальности". Отчасти это позволяет увидеть динамику изменяющихся культурных стандартов в прозе Модерна и формирование новой культурной нормы. Понятие "модное тело" при этом используется нами как гротескная метафора культуры.
Ирина Евгеньевна Сироткина —канд.психол.н, PhD, вед.науч.сотр. Института истории естствознания и техники РАН, историк двигательной культуры
Исполнять знание: перформанс как новая парадигма гуманитарного исследования
Культуру можно рассматривать как созидание/пойэсис, как текст, требующий прочтения и декодирования, а можно — как перформанс/исполнение. Исполняются не только художественные или поведенческие акты, исполняется, в том числе, само тело - как мужское или женское, как обыденное или танцевальное, перформативное. В новой парадигме меняется статус знания о человеке: знания-что, знания дескриптивного, пропозиционального, уже недостаточно, и все большую ценность приобретает знание-как, телесное знание, или умение. Формализация, или грамматикализация (Бернар Стиглер) телесного знания-каклежит в центре современного конфликта индивида и власти (биовласть, психовласть, либидинозная экономика). Мы рассмотрим границы перформативной парадигмы, а также то, как внутри нее переосмысляются экзистенциальные проблемы и ищутся пути выхода из тупиков.
Заказ пропусков ivgi@rggu.ru