РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Мероприятия, события, объявления


11.04.2016

Доклад К.Ю. Ерусалимского «Просвещенный москаль: нравы и нравственность выходцев из Российского государства в сознании европейцев XVI-XVII вв.»


Институт высших гуманитарный исследований им. Е.М. Мелетинского

Доклад К.Ю. Ерусалимского 

«Просвещенный москаль: нравы и нравственность выходцев из Российского государства в сознании европейцев XVI-XVII вв.»

20 апреля 157 аудитория


В задачи выступления входит обсуждение образа «московита» в контактах европейцев XVI-XVII вв. с представителями Российского государства. Речь пойдет о межкультурной коммуникации, в которой «Другой» был непосредственно дан и материализован как «конституирующий Другой» и как «абсолютный объект». В первую очередь будет обращено внимание не на «записки иностранцев о России», а на встречи с европейскими «московитами» и на культурные практики,нивелирующие культурные различия между «московитом» и европейцем. Среди них – возможность языковой коммуникации, переписка между европейцами и московитами, суд между эмигрантами из Российского государства и местными жителями, встречи в придворных церемониях, проявления красноречия московитов, составленные при их участии географические карты, дискуссии о тирании, учеба в европейских университетах, литературное и живописное изображение московитов. 
Мы зададимся вопросами, которые могли бы послужить отправной точкой для дискуссии о том, как создавался образ «москаля» и почему в сознании европейцев «московская нация» обрела очертания полно-ценной культурно-политической общности. Эта общность – носительница определенных культурных очертаний, однако язык этнических стереотипов вызывал со стороны самих московитов реакции, которые мы в силах выявить в источниках и представить как игру двустороннего воображения. Насколько вопрос о возможности перевоспитать дикаря, интересовавший открывателей Америк, приложим к выходцам из Московского государства? Почему идеи христианизации и порабощения не стали легитимной составляющей диалога между европейцами и московским «Другим»? Как эмигранты из России воспринимали свой образ, себя в европейском «Другом»? Менялись ли с течением времени стереотипы и топосы в европейских репрезентациях московитов?