Контакты:
8 (495) 250-68-43
8 (495) 250-68-82
museolog@yandex.ru
decanatfiirggu@gmail.com
Российский Государственный Гуманитарный Университет
Факультет истории искусства
Кафедра музеологии
Студенческая лаборатория научных проектов кафедры музеологии
в рамках проекта «Дни студенческой науки в РГГУ»
Мастер-класс коллекционера, исследователя Александра Аневского
Рассматривая гениальные картины Ван Гога в ГМИИ им. Пушкина, многие из нас задумываются о судьбе этого великого художника, - все знают, что при жизни ему не удавалось добиться успеха, редкие и случайные зрители не видели в его картинах ни гениальности, ни красоты, ни даже права экспонироваться и быть доступными публике. Многие из нас, гуляя по музею, думают о том, что если бы они были современниками художника и оказались рядом, то конечно поддержали бы его талант и творчество, стали бы страстными собирателями его искусства, сделали бы все, чтобы это искусство расцвело… Конечно, это только мечты, которые, вообще говоря, должны напоминать нам о том, что, вполне возможно, рядом с нами, в нашей стране, в нашем городе, в нашем веке и десятилетии есть потрясающее искусство – настоящее сокровище, недоступное зрителю, пропущенное покупателем, неоцененное специалистом, оно лежит «под спудом» и с большой вероятностью останется неоткрытым.
В рамках мастер-класса не предполагается рассматривать процесс идентификации искусства: что может называться искусством, что – нет. Важно только отметить, что художественный материал, на котором основывает свою деятельность социокультурный проект «Артеология» и аналогичные ему проекты и программы, фактически имел очевидную художественную ценность сразу с момента создания: это изобразительное искусство русских и советских художников, вступивших в художественную жизнь, начавших представлять свои работы на публичных выставках в Советском Союзе и за рубежом в 1920-е – 1930-е годы. Это художники примерно ровесники ХХ века, испытавшие влияние авангарда, занимавшиеся осмыслением его плодов, столкнувшиеся с изменением мировосприятия аудитории и с необходимостью реагировать на эти изменения в своей жизни и в своем творчестве.
Различные социокультурные проекты и программы по-разному строят свою работу с наследием эпохи поставангарда: в собирании, сохранении, изучении и актуализации материала, решают разные задачи для достижения одной общей цели: так, сегодня мы видим успешную деятельность государственных музеев и коммерческих галерей, частные инициативы энтузиастов-исследователей соседствуют с профессиональными искусствоведческими изысканиями. Тем не менее, большой редкостью остаются примеры длительного и успешного сотрудничества в сфере работы с наследием, неясны пути установления коммуникации в этой области. Сегодня отсутствие возможности собрать наследие хотя бы в виртуальном виде наносит большой вред малоизвестным и малоизученным художникам, вытесняя навсегда их идеи и достижения из культурного контекста, в котором развивается современная Россия.
Модернистская художественная традиция, разрабатываемая большинством художников плеяды 1920-х – 1930-х, несет совершенно определенный культурный смысл, содержит яркие действенные и позитивные образы, имеющие большое нравственное значение. Несмотря на широкий спектр художественных языков -полифонию поставангарда - стоит выделить постоянный нравственный аспект этого искусства. Это именно та интонация, которая могла бы представлять русскую культуру и историю ХХ века не как историю поражения авангардных утопических идей и торжество соцреалистического искусства, обслуживающего интересы тоталитарной власти, но как ветвь мировой модернистской культуры, имеющей интернациональные черты, не прерывавшейся в России, существующей и актуальной сегодня.