российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   Л   Лиманская Людмила Юрьевна

Лиманская Людмила Юрьевна

Кафедра/Центр

Кафедра теории и истории искусства

Должность

Заведующий кафедрой

Ученая степень

Доктор искусствоведения, профессор

Биографические сведения

1955 г.р., в 1979 году закончила в Киеве Национальную академию живописи, ваяния и зодчества (НАОМА) по специальности теория и история искусства, искусствовед, в 1991 году аспирантуру Института философии АН Украины, в 1992 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности эстетика, кандидат философских наук, в 2005 году в РГГУ (Москва), защитила докторскую диссертацию по специальности теория и история культуры, доктор искусствоведения, в 2010 году присвоено ученое звание профессор.

Научно-педагогическая деятельность

  • 2014 - по настоящее время заведующая кафедрой теории и истории искусства РГГУ
  • 2010 - 2014 - профессор кафедры Всеобщей истории искусств факультета истории искусств РГГУ
  • 1994 - 2010 - доцент кафедры Всеобщей истории искусств факультета истории искусств РГГУ
  • 2010 - 2011 - профессор, декан факультета теории и истории искусства РАЖВИЗ Ильи Глазунова (Москва)
  • 2002 - 2004 - старший научный сотрудник отдела эстетики и теории искусства НИИ РАХ
  • 1994 - 2000 - доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской специализированной академии искусств
  • 1990 - 1993 – старший преподаватель кафедры философии и теории культуры Российской академии легкой промышленности
  • 1986 - 1990- аспирантка Института философии УАН им. Г.Сковороды, отдел эстетики и теории культуры
  • Автор свыше 100 научных публикаций, под научным руководством защищено 5 кандидатских и 8 магистерских диссертаций.

Область научных интересов и сфера научной деятельности

Теория изобразительного искусства в контексте истории естествознания, методология искусствознания, художественная критика, историография истории искусства

Публикации

Избранные публикации:

Монографии, научное редактирование:

  • Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта. М.: РГГУ, 2004- 223 С. 13, 2. п. л.;
  • Метаморфозы творческого Я художника. / Кол. монография. Отв. ред. О.А. Кривцун. М.: Памятники исторической мысли, 2005.- 376С. 23,5 п.л. (глава «Некоторые особенности образа художника у античных и средневековых авторов». С.124-141. 1,5 п.л.);
  • Визуальные стратегии в искусстве: теория и практика. М.: РГГУ., 2006- 75 С.- 5, 5 п.л. Отв. ред. Л.Ю. Лиманская, К. Л. Лукичева.
  • Искусство как сфера культурно-исторической памяти. М.:РГГУ,2008 -20 п.л. /Кол. монография. Отв. ред. Л.Ю.Лиманская
  • Оптические миры: эстетика зрения, и язык искусства. М.: РГГУ, 2008 21 а.л.
  • Из истории стилей .Стиль мастера. М: Памятники исторической мысли, 2009 ( в соавторстве –глава - П. П.Рубенс : живопись и оптика. К вопросу об истоках творческого метода мастера.)
  • Художественная аура. Истоки, восприятие, мифология.(в соавторстве) М.:Индрик, 2011 (глава- Образ пути и аура картографии. Хроники и путеводители XII-XVI вв.)
  • Язык искусства как система символов. М.: РГГУ, 2010 Отв. ред. Л.Ю.Лиманская
  • Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве. М.: РГГУ, 2011 Отв. ред. Л.Ю.Лиманская 
  • Археологические опыты и историческая картография Рима нач. XVI в.(Рафаэль Санти, Андреа Фульвио, Фабио Кальво// Историческая память в культуре Возрождения. –отв.ред. Брагина Л.М. М., РОССПЭН, 2012. с. 308-317
  • Южно-украинский между Европой и Россией авангард: история и современность// Разд. В кол.монографии Неофициальное искусство в СССР в 50-80-е г. – ответ.ред.Флорковская А.К. М.:БуксМарт, 2014, c. 98-118
  • Память, памятник и документ в теоретической рефлексии постмодерна// Раздел в кол.монографии Произведение искусства как документ эпохи". Отв. Ред. Т.Г.Малинина М.:БуксМарт. 2014. Т.1, с.84-89
  • The Psychoanalytical Aspects of the Deconstruction of Images of Socialist Ideals of the 1930s–1950s in Russian Sots Art of the 1990s–2000s//Chapter in the book “War Matters Constructing Images of the Other (1930s to 1950s) Budapest, 2015 ISBN 978-2-343-07233-3 p 432-451
  • Канон соцреализма и смысловые инверсии соц-арта// Опыт естествознания и эволюция жанровых форм в истории искусства. Сборник научных статей-ответ.ред Л.Ю.ЛиманскаяМ:РГГУ,2017. С.188-199
  • Оптика , анатомия и аллегория : естествознание и язык искусства раннего Нового времени// Опыт естествознания и эволюция жанровых форм в истории искусства. Сборник научных статей.- ответ.ред.Лиманская Л.Ю, М:РГГУ,2017, с.15-27
  • Дорога к свету:живопись Ги де Монлора в контексте духовных исканий эпохи// Судьбы абстрактного экспрессионизма. К 100-летию со дня рождения Ги де Монлора (1918-1977). Сборник статей- Ответственный редактор Л.Лиманская, М.Загидуллина, Э.Дейнека. М: РГГУ, 2018 С.136-145.

Избранные статьи по теории, истории искусства, методологии искусствознания

  • К вопросу о роли архитектурной теории Витрувия в археологических исследованиях Рафаэля и Марко Фабио Кальво: на примере анализа рисунков и комментариев к тесту Баварского кодекса// Артикульт 2-2018 С.6-11
  • Пирро Лигорио и развитие европейской археологической мысли XVI в.// Вестник РГГУ 2, 2018 с.89-102
  • Mappa mundi как модель Peregrinatio vitae // Вестник РГГУ №4, 2017, с.64-74 Психоаналитические аспекты интерпретации гротеска и карикатуры в трудах Э.Гомбриха//Искусствознание 3-4, 2013, c.44-61
  • Ломоносов и западноевропейские теории света и цвета середины XVIII века // Искусство и наука в современном мире. СПБ: РАН, РАХ, 2012 с. 67-71
  • Натурфилософские и художественно-эстетические аспекты теории цветового зрения М.В.Ломоносова// Ж. Nota Bene:Культуры и искусств 2013 №1 c.1-12 // http://e-notabene.ru/ca/. Сб. научных статей. Метафизика креативности. Выпуск 6. (Под ред. д.ф.н., проф. А.Н.Лощилина). - М.: Издательство "Перо"2013 -178 с. С.101-113.
  • Этнопсихология и эволюционизм в языкознании и искусствознании XX века".// Культура как живая система: эволюционные аспекты в англо-американском искусствознании ХХ века// Культурно-политические аспекты американистики. Материалы международных конференций. М.:РГГУ, 2013. С.46-51
  • Историческая память места и времени: одесская школа живописи между классическим авангардом, нонконформизмом и трансавангардом// Ж. Культура и искусство" № 6(12), 2012 с.83-94.
  • Гуманизм и «антикваризм» XV-XVI вв. Артикульт(Art&cult) 2011№2//articult.rsuh.
  • История искусства как живая система: методологические аспекты в искусствознании ХХ //Артикульт(Art&cult)2011№1//articult.rsuh.
  • Неоэволюционизм и проблема образной памяти в западноевропейском искусствознании ХХ века. //Философськi дослiдження.Сбiрник наукових праць.Східноукраїнський національний університет імені Володимира Даля випуск № 13
  • Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве. Сб. научных статейю. Лиманская Л.Ю. Ответственный редактор и составитель М., РГГУ, 2011
  • Роль карт и путеводителей в визуализации истории в программе studia humanitatis. // Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве. Сб. научных статей. Лиманская Л.Ю. Ответственный редактор и составитель .М., РГГУ, 2011
  • Неоэволюционизм как визуальная стратегия в западноевропейском искусствознании ХХ века. Статья.// // Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве. Сб. научных статейю. Лиманская Л.Ю. Ответственный редактор и составитель .М., РГГУ, 2011 7. Космологические представления и наука живописи Леонардо да Винчи Статья Ж.Юный художник 2011, №2
  • Визуализация пути в хрониках и путеводителях XII-XIII вв.: Гуго Сен-Викторский и Матвей Парижский. Статья// Ж Культура и искусство. 2011№1
  • Гиппократ и Поликлет: опыт историко-теоретического сопоставления Статья.// Язык искусства как система символов: распознавание и интерпретация.Отв. Ред Л.Ю.Лиманская М.Изд. РГГУ, 2010 10. Языки искусства: методологические аспекты в искусствознании ХХ века Статья// Язык искусства как система символов: распознавание и интерпретация Отв. Ред Л.Ю.Лиманская М.Изд. РГГУ, 2010
  • Язык скульптуры в аспекте оптико-анатомического опыта: историко-теоретический аспект. (статья)// Альманах «Берестень». Великий Новгород, 2009. с.59-65
  • Культура как живая система: эволюционистические аспекты теории. Альманах «Берестень». Нвогород, НовГУ, 2008. с.23-29 14. Оптические миры и язык искусства в зеркале культурной интроспекции // Искусство как сфера культурно-исторической памяти.Отв. ред. Л.Ю.Лиманская М.:РГГУ, 2008. С.28-50
  • Семиотика тела: маска и жест в ракурсе иконологических интерпретаций//XXXVIII Випперовские чтения М:ГМИИ, 2008
  • Эстетика симулакра или новая художественная мифология.// Бренное и вечное: Социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира. Великий Новгород 2008.сс.174-179
  • К вопросу о путях развития искусства ХХ-ХХI вв.: ирония и эпатаж или эстетика порядка? Диалог культур и партнерство цивилизаций.VIII Международные лихачевские чтения. СПб, Университет профсоюзов, 22-23 мая 2008 г. СС.385-386
  • К вопросу о влиянии трактата Ф.Агилона «Opticorum libri sex» на живописные эксперименты П.П.Рубенса.// Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение. Отв. ред. Л.Ю.Лиманская М., РГГУ, , 2007 с.22-28
  • Телесный экзис и язык искусства: проблемы социально-исторической интерпретации// Бренное и вечное: социально-мифологические и политико-философские измерения идеологии в «массовых обществах» Новгород, 2007- СС.181-185
  • «Наука живописи» Леонардо да Винчи в контексте ренессансных представлений о зрении и видимом..//ж.Художник № 2, 2007 С.62-69
  • Глаз как мастер астрономии: универсальная механика и наука живописи Леонардо да Винчи. Вопросы истории естествознания и техники, №3, 2006. С. 88-97.
  • Язык изобразительного искусства в контексте истории представлений и зрении и видимом. /Визуальные стратегии в искусстве : теория и практика. М.: РГГУ, 2006. 23. Оптические миры и язык искусства в зеркале культурной интроспекции // сб. Искусство как сфера культурно-исторической памяти. М.:РГГУ.
  • Оптические иллюзии и пластические образы: игра подобий или эстетика обмана. Киноведческие записки. 2004, №70. С.249-259.
  • Магия памяти: об истоках античной интроспекции. Альманах. Диалог со временем. М., 2004. СС. 214-226 26.Вербальность и визуальность в контексте иконологических интерпретаций искусства. Вестник МГУКИ №4, 2004.
  • Поэтика визуальности и язык искусства. Философские науки. №10, 2004. 28. Майкл Баксандалл: история искусств как сфера культурно-исторического опыта. Искусствознание 2/02. М., 2002. 29.Эрнст Гомбрих и язык формы в теории искусства ХХ века. Искусствознание 1/01М., 2001
  • К вопросу о методах интерпретации образного языка искусства в культурах Древнего мира//Научно-методические проблемы преподавания в Вузе искусств. М.:ГСИИ,1999
  • Метафора и мимесис: жизнь традиции в художественном сознании ХХ в. // Искусство ХХ века. Итоги столетия. СПб., 1999.
  • Метафора, символ и аллегория как формообразующие принципы языка художественных универсалий // Sociobiology of ritual and group identity^ a homology of animal and human behavior.M.: RSUH, 1998

Публикации на иностранном языке

  • To the Problem of the Deconstruction of Images of the Socialist Ideals in Russian Sots Art: Psychoanalytic Aspect//Paper Journalism and Mass Communication ISSN 2160-6579, New York, David Publishing Company.November 2014, No 11, 477-485
  • Psychoanalytical Aspects of grotesque and caricature in Russian Sots-Art// Constructing the other through the prism of war Contested images in Eastern Europe (1930s-to 1950s)/ Book of Abstracts May 7-9, 2014 Estonian Literary Museum, Tartu, Estonia The Psychoanalytical Aspects of the Deconstruction of Images of Socialist Ideals of the 1930s–1950s in Russian Sots Art of the 1990s–2000s//Chapter in the book “War Matters Constructing Images of the Other (1930s to 1950s) Budapest, 2015 ISBN 978-2-343-07233-3 p 432-451
  • Optics, anatomy and allegory : natural science and the language of art at the dawn of modernity//"Images et Savoirs" abstracts of the International Conference 1-3 December 2016 Universite de la Reunion, faculte des letters et sciences humaines P.16

Программы курсов

  • Теория искусства . Программа курса. М.:РГГУ, 2002 – 2 п .л.
  • Описание и анализ произведений искусства Программа курса. М.:РГГУ, 2000 – 2 п. л
  • Описание и анализ произведений искусства Рабочая тетрадь студента. М.:РГГУ, 2000. – 1,5 п.л.
  • Методология искусствознания. Программа курса. М.:РГГУ, 1997 – 2 п. .л. 5. Методология истории искусства. Учебно-методический комплекс. М.:РГГУ, 2008 - 6 п. .л. 6. Теория искусства. УМК. М: РГГУ, 2010- 3,9 п.л. 
  • Теория искусства. Рабочая тетрадь студента. М: РГГУ, 2010 – 2,3 п.л.
  • Введение в историю искусства. УМК. М: РГГУ, 2010 – 3.п.л.
  • Введение в историю искусства. Рабочая тетрадь студента. М: РГГУ, 2010.-1,6 п.л.
  • Феномен странничества и жанр путеводителя в методологии истории искусства. Программа спецкурса. М. , РГГУ, 2009, http//rgguld.rsuh.ru/rggu/kompas/metod_b.nsf.
  • Историография, картография и история искусства. Античность, Средние века, Возрождение. Программа спецкурса. М: РГГУ, 2011 13. Искусство и наука: исторические контексты. Программа спецкурса. М: РГГУ, 2011 14. Историография истории искусства. М. РГГУ, 2018

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Член МОСХ, член международной ассоциации историков искусства и художественных критиков AICA, член АИС, член диссертационного совета Д 212.198.06, член редколлегии журнала Вестник РГГУ (серия "Философия. Социология. Искусствоведение"), член редколлегии журнала "Артикульт"


Обновлено: 06.05.2019 15:16:54
Версия для печати