российский
государственный
гуманитарный университет


Научное направление
Философия
Визуальное представление логического знания: о месте логики в когнитивных исследованиях

Исследование демонстрирует возможности диаграмматических логических методов применительно к проблеме соотношения логики, языка и мышления (когнитивная наука). Иконическое представление логического знания, к которому в определенной степени можно отнести даже привычные логические формулы, позволяет переосмыслить предмет логики, ее возможности и границы. Логика не занимается мышлением, а изучает то, как одна мысль (высказывание, утверждение) должна соотноситься с другой мыслью. Однако она способна не только имитировать естественные рассуждения, но и служить удобным инструментом для изучения их природы. Предлагаемый подход позволяет увидеть ключевую роль рациональности (логики): «если бы люди все время игнорировали логику, получая из данных ложную информацию, то сложно себе представить, как они смогли выжить как вид» (И. ван Бентам). Визуальный подход к логическому знанию, отчетливо представленный в Новое время в эпоху Просвещения, позволяет найти новые решения для остро стоящей сегодня проблемы преподавания логики. Роль изображений в логике рассматривается и в историческом контексте. Проект обращается к мало исследованному в истории логики вопросу эволюции диаграмматических представлений (от Э. Вайгеля до Ч. Пирса), а также на визуальных примерах до недавнего времени мало известных и трудно доступных фронтисписов логических и философских компендиумов эпохи Просвещения (Хр. Томазий, Хр. Вольф, С. Гроссер, Хр. Вайсе и др.) рассматривает процесс оформления круга проблем логики Нового времени.

Обращение к подобным трудам помогает с нового ракурса взглянуть на предмет логики и ее задачи. Особый акцент делается на теории экзистенциальных графов Ч. С. Пирса. Несмотря на обсуждение продуктивности диаграмм в новейшей литературе (И. ван Бентам, К. Стеннинг, А.-В. Пиетаринен), вопрос их максимально эффективного использования до сих пор остается открытым. Данное исследование мотивировано стремлением выяснить, что делает диаграммный метод столь эффективным и доступным даже без использования глубоких знаний современной логики. С этой целью предполагается исследование когнитивных оснований визуализации рассуждений, в частности роли даграмматических репрезентаций в процессе смыслоформирования. Настоящее исследование предлагает свой вариант теоретического и практического использования диаграмм, который поможет России вписаться в мировую тенденцию изучения диаграмм и иконического использования знаков.

Номер проекта: 20-011-00227