Кафедра Дифференциальной психологии и психофизиологии - РГГУ.РУ
Кафедра Дифференциальной психологии и психофизиологии

   

Марютина Татьяна Михайловна

Зав. кафедрой

Профессор кафедры Дифференциальной психологии и психофизиологии ИП им. Л.С.Выготского, доктор психологических наук.

Специалист в области  дифференциальной психологии, психофизиологии и     психогенетики,  В 1999 г. Награждена премией Правительства Российской Федерации в области образования за цикл исследований по теме «Отечественная Психогенетика как область науки и учебная дисциплина».  В 2004 г.  награждена медалью им. Г.И.Челпанова  (1 степени) «За вклад в развитие психологической науки»,  в 2006 г.награждена медалью К.Д.Ушинского за заслуги в области педагогических наук. Подготовила 5 кандидатов наук.

Руководитель проектов: проект РГНФ, 1996, №96-03-04203 «Индивидуально-психологические особенности детей 7-8 лет как предикторы их последующего умственного развития и успешности школьного обучения»; проект РФФИ, 1999, №99-06-80077 «Психофизиологические предикторы интеллекта. (Онтогенетическое исследование)»; проект РГНФ, 1999, №99-06-00096а «Семейные предикторы школьной готовности и творческого мышления детей 6-7 лет: сравнительный анализ двух популяций». Исполнитель в проекте: грант МНФ, 1995, № ZZ 5000/375 «Разработка системы предикторов индивидуального развития»

Электронный адрес: T.M.Mariutina@rambler.ru

Научные интересы: социальные, психологические и психофизиологические основы формирования индивидуальности в онтогенезеиндивидуальные различия, роль факторов среды и генетики в происхождении индивидуальных психологических различий


Публикации:

Автор 137 научных и учебно-методических работ. Индекс Хирша (по РИНЦ) – 8.

  • Введение в психофизиологию : учебное пособие по курсу :  «Общая и возрастная психофизиология»  2-е издание  Издательство Флинта, 2001. ( в соавторстве  с О.Ю.Ермолаевым)

  • Психофизиология: Учебник для вузов– Москва : МГППУ, 2004.  в соавторстве  с И.М.Кондаковым)

  • Психология развития. / под ред. Т.Д.Марцинковской Учебник, М. М., Academia, 2005, с.91-210, - 9,5 п.л. 5100 экз., 2-ое издание,   (в соавторстве Т.Д.Марцинковская, Т.Д.Стефаненко, Т.Г.Поливанова К.Н. и др.) Гриф УМО

  • Психогенетика. В соавторстве с  Равич-Щербо И.В. Григоренко Е.Л. Изд. 2-ое   М., Аспект Пресс, 2006 Гриф УМО

  • Биологическое созревание и психическое развитие  В кн. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка./ Под ред Г.В. Бурменской  М., МПСИ, 2005, стр.198 –214. - 0,8 п.л. 5000экз.

  • Психофизиология: видеокурс лекций.  Производитель. МГППУ. Регистрационное свидетельство от 9 декабря 2009г. №  17995. Номер государственной регистрации: 0320902632

  •  Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода  //    Психологическая наука и образование, 2004, № 3 Стр. 44-54. – 0,:6 п.л.

  • Промежуточные фенотипы интеллекта в контексте генетической психофизиологии.// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007, Том 4, № 2, стр. 22-48.

  • Системный подход или эклектика?//  Вопросы психологии, 2007, №1, стр.126-

  • Влияния среды как предикторы умственного развития детей 7-8 лет в контексте психогенетики. //Экспериментальная психология. 2008, № 1, стр. 45-61.

  • Интегральная индивидуальность в контексте генетической психофизиологии [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 2(4). URL: http://psystudy.ru

  • Электрофизиологические индикаторы как эндофенотипы когнитивного развития. //  Физиология человека, 2009, Vol. 35, No 6,pp. 49-55.

  • Maryutina T.M. Electrophysiological Indicators as Endophenotypes of Cognitive Development.//Human Physiology, 2009, Vol. 35, No. 6, pp. 696–702.  Original Russian Text © T.M. Maryutina, 2009, published in Fiziologiya Cheloveka, 2009, Vol. 35, No. 6, pp. 49–55.

  • Зрительные вызванные потенциалы как эндофенотипы когнитивного развития. //Альманах  «Новые исследования» 2010, №4 с.4-12

  • Эндофенотипы: разнообразие вариантов и возможности интерпретации. [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Т.1. №3. С.50–61. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n3/56558.shtml (дата обращения: 30.09.2015)

  •  Эндофенотипы в психиатрической генетике: опыт десяти лет изучения (Обзор литературы) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Т.2. №4. С.45–58. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n4/65485.shtml (дата обращения: 30.09.2015)

  • Нейроконструктивизм – новая парадигма возрастной психофизиологии? [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №4. С.132–146. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n4/75395.shtml (дата обращения: 30.09.2015)

  • Введение в психофизиологию : учебное пособие по курсу :  «Общая и возрастная психофизиология»  6-е издание  Издательство Флинта, 2014, тираж  500 экз. ( в соавторстве  с О.Ю.Ермолаевым)

  • Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебник / Т.М. Марютина. -  М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 436 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат)  ISBN 978-5-16-010818-6

 

 


Усенко Анна Борисовна

Зам. зав. кафедрой


Электронная почта: anna_usenko@mail.ru


Кандидат биологических наук (1987), доцент кафедры Дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

Образование: окончила Биологический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова.

Специалист в области нейрофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности и дифференциальной психофизиологии


Область научных интересов и сфера научной деятельности:

  • нейрофизиологические и психофизиологические основы индивидуальности

  • тип вегетативного реагирования как основа функциональных ресурсов и предпосылка индивидуально-психологических различий

  • нейрофизиологические основы индивидуальных особенностей психики и поведения

  • природные предпосылки особенностей психической саморегуляции.

 

Научно-педагогическая деятельность:

В РГГУ с 2004 года. Читает курсы лекций «Функциональная анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Антропология», «Нейрофизиология», «Клиническая психофизиология», «Психофармакология» (с основами наркологии), «Психофизиология боли и стресса».

Автор 52 научных работ и одного патента. Индекс Хирша (по РИНЦ) – 5.


Наиболее значимые публикации:

  • Титов С.А., Усенко А.Б., Ашмарин И.П. Влияние вазопрессина на изменения поведенческих реакций у крыс, вызванные психотропными веществами. Журнал Высш. Нервн. Деят., 1989, Т. XXXIХ, вып. 2, с.292-295.

  • Broccardo M., Usenko A.B., Uranova M.G., Kamensky A.A., Guzevatykh L.S., Andreeva L.A., Alfeeva L.Y., Myasoedov N.F., Giannini E., Improta G., Emel'yanova T.G. In vitro and in vivo opioid activity of [DPro6]-dermorphin, a new dermorphin analogue. Peptides, 2003, V. 24, p. 419-428.

  • Усенко А.Б. Баланс вегетативной регуляции как источник адаптационных резервов и предпосылка особенностей саморегуляции личности. Методология и методы психологического исследования (культурноисторический аспект) // Сборник тезисов Девятой международной психологической конференции «Чтения памяти Л.С. Выготского», с.196-199/ – М., РГГУ, 2008. – 218 с.

  • Усенко А.Б., Кузьмина К.А. Вегетативный баланс как природная предпосылка процессов психической саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru

  • Усенко А.Б., Кузьмина К.А. Особенности произвольной саморегуляции поведения младших подростков с разными типами вегетативного реагирования. Психологические исследования, 2012, 5(24), 6. http://psystudy.ru

  • Соколоверова К.А., Усенко А.Б. Природные предпосылки стратегий совладания со сложными жизненными ситуациями. Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки и реабилитации психологов экстремального профиля». Москва, 31.05.2015


 

Титов Сергей Алексеевич

Доктор биологических наук по специальности «физиология человека и животных»(1986)

Работал на Биологическом факультете МГУ, в Институте системного анализа РАН, с 1995 года – профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии института психологии им.   Л. С. Выготского РГГУ, председатель предметной комиссии по биологии на вступительных экзаменах, член совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по психологии.

    

Область научных интересов и сфера научной деятельности:

  • физиология центральной нервной системы

  • психофармакология

  • психология восприятия времени и перспективы жизненного пути

  • вопросы, связанные с проблемами организации живых систем, а также памяти и понимания


Научно-педагогическая деятельность: в РГГУ с 1999 года. Читает курсы лекций «Концепции современного естествознания», «Физиология ЦНС», «Нейрофармакология», «Антропология», «Психология восприятия времени».

Под его руководством в институте психологии защищена кандидатская и магистерская диссертация и 26 дипломных работ.

Автор 88 научных и учебно-методических работ, в том числе учебника по естествознанию для 10 – 11 классов общеобразовательной школы.

 

Основные публикации:

  • Современные представления о механизмах старения // Физиология человека,1996, №2, с.1-6. (В соавторстве с Крутько В.Н)

  • Проблема контекста в живых системах // Общественные науки и современность, 1996, №3, с.134 -144.

  • Функционально-целевые основы целостности живых систем // Системные исследования. Методологические проблемы.           Ежегодник 1993-94 гг. М.:Эдиториал УРСС. 1996, с.317-342. (В соавторстве с Михайловским Г.Е.)

  • Герменевтические аспекты функционирования и развития биологических и социальных систем // Общественные науки и современность, 1997, №2, с.112-123.

  • Нейрохимические основы памяти. Биохимия мозга: Учебное пособие / Под Рд.И.П.Ашмарина,П.В.Стукалова,Н.Д.Ещенко. СПб,1999, с.267-295.

  • Проблема контекста в живых системах. // Общественные науки и современность, 1996, №3.  С.134 – 144

  • Нейрохимические основы памяти. //Биохимия. Мозга. Под ред. И. П. Ашмарина,, П. В. Стукалова,  Н. Д. Ещенко.   Учебное пособие. СПб .1999.

  • Образование в точке бифуркации //Общественные науки и современность,  2010, № 4. С. 73-81

  • Новое Средневековье или мировой разум? //Мышление и речь. Материалы XV Международных чтений памяти Л.С.Выготского, 17 – 21 ноября 2014. Т.1. С. 181 -185

  • Естествознание. 10 кл. Базовый уровень для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013. Соавторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов.

  • Естествознание. 11 кл. Базовый уровень для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014.  Соавторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов.

    

Лихачев Юрий Валентинович

Кандидат биологических наук (1982), доцент (1994) кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета медицинской психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.


Область научных интересов и сфера научной деятельности: 

  • специалист в области психофизиологии профессиональной деятельности и психофизиологии экстремальных состояний


Научно-педагогическая деятельность: в РГГУ с 2008 года. Читает курсы лекций «Психофизиология», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Нейрофармакология», «Физиология ВНД и СС», «Нейрофизиология!

Автор более 80 работ.


Основные публикации:

  • "Требования по профессиональному, медицинскому, психофизиологическому отбору персонала" Методические указания, М., 2002 г.

  • "Концепция разработки автоматизированной системы для экспресс-контроля функционального состояния и работоспособности персонала предприятий с потенциально опасными технологиями." в сб. "Актуальные проблемы военной и экстремальной медицины" М, 1994.

  • "Анализ роли человеческого фактора в обеспечении надежности эксплуатации АЭС". Отчет по договору № 2-16/98 М., 1998.


Фильмы:

  • «Зов полярной звезды» - телеканал «Совершенно секретно», 2011

  • «Адреналин» - режиссер К.Карпенко

    

Кузьмина Кира Андреевна

Старший преподаватель кафедры Дифференциальной психологии и психофизиологии.


Электронная почта: kiraak@mail.ru


Область научных интересов: 

  • природные предпосылки процессов психической саморегуляции

 

Научно-педагогическая деятельность: в РГГУ с 2009 года. Читает курсы лекций «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Психофизиологические основы обучаемости»

 

Основные публикации:

  • Вегетативный баланс как природная предпосылка процессов психической саморегуляции//Психологические исследования: электронный журнал, 2011, №3(17)

  • Особенности произвольной саморегуляции поведения младших подростков с разным типом вегетативного реагирования// Психологические исследования, 2012, Т.5, №24, с.6

  • Особенности совладающего поведения у людей с разным типом вегетативного реагирования// Журнал психологического общества им Л.С.Выготского, 2009, №2(4), с.131-147



       

Карабанов Артем Петрович

Преподаватель кафедры Дифференциальной психологии и психофизиологии. Окончил ИП им Л.С.Выготского по специальности "Клиническая психология" в 2014 году

Аспирант ИП им Л.С.Выготского 2014-2017 гг


Электронная почта: pacaraban01@gmail.com


Область научных интересов:

  • Психология неопределенности
  • Механизмы принятия решения в условиях неопределенности

 

Кантор Юлия Борисовна.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры Дифференциальной психологии и психофизиологии.

В 2009 году закончила факультет психологии Российского Государственного Гуманитарного Университета по специальности «психолог, преподаватель психологии». В 2012 защитила кандидатскую диссертацию по специальности «психология развития, акмеология». Практикующий психолог.

 

Электронная почта: jullialiaa@yandex.ru

 

Область инаучных интересов:

  • Феномен психологического благополучия в различные возрастные периоды.

  • Качество жизни.

  • Детско-родительские отношения.

  • Преподаваемый предмет – психогенетика.

    


Глоба Наталья Владимировна

Кандидат психологических наук (2008), доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии.

 

Электронная почта: globusnet@mail.ru

 

Область научных интересов: 

  • дифференциальная психология, психология аномального развития

 

Научно-педагогическая деятельность: в РГГУ с 2007 года. Читает курсы лекций  «Дифференциальная психология», «Нарушения психического развития в детском возрасте», «Психофизиология».

Автор более 10 работ.


Основные публикации:

  • Особенности эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития// Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. №1(15)

  • К проблеме методов исследования эмпатии у детей младшего школьного возраста// Вестник РГГУ. Серия «Психология». 2008. №3.

  • Особенности когнитивной децентрации у младших школьников с задержкой психического развития // Психологическая наука и образование. 2007. №2. 






Версия для печати