РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



О программе оптимизации деятельности РГГУ
25.12.2012

О программе оптимизации деятельности РГГУ

Сообщение от ректората РГГУ.


В последнее время ведется немало разговоров об оценке эффективности деятельности российских вузов и критериев предложенной системы оценок. Результаты недавно проведенного Минобрнауки России мониторинга эффективности государственных вузов в части РГГУ вызвали множество вопросов и даже недоуменных оценок. В этой связи считаем необходимым разъяснить некоторые положения, вызвавшие наибольшие дискуссии в среде преподавательского коллектива и студентов РГГУ.

РГГУ является уникальным в российском пространстве вузом, уже на сегодняшний день занимающим одно из ведущих мест в европейской и мировой гуманитаристике. С момента возникновения РГГУ в 1991 году и на протяжении двадцати лет его существования создавались, разрабатывались и вводились уникальные образовательные программы, создавались реальные научные школы в те времена, когда многие гуманитарные вузы России даже не ставили перед собой подобной задачи, а научные разработки относились преимущественно к области декларативных заявлений.

Лидирующее место РГГУ обеспечено вполне очевидными прорывами:

- университет сыграл исключительную роль в преодолении вненаучных идеологизированных доктрин, господствовавших в советском гуманитарном знании и образовании;

- университет практически первым в современной России широко открыл двери аудиторий для западной гуманитарной мысли;

- университет впервые создал пространство для свободной конкуренции различных научных школ и направлений;

- университет взял на себя и реализует миссию спасения лучших образцов и достижений российской классической гуманитарной науки в таких областях как древние языки; востоковедение; источниковедение; лингвистика; психология; литературоведение;

- университет первым предложил и реализовал такие фундаментальные образовательные проекты, как соединение образования и искусства; междисциплинарность, открытость, интеллектуальная конкуренция; соединение академической и университетской науки;

- РГГУ первым в российской высшей школе создал систему международных центров как систему продвижения и развития российской науки;

- одновременно университет стал лидером в разработке исследовательской проблематики в таких сферах, как культурология, коммуникатология, филологическая и историко-культурная компаративистика, теория и методология гуманитарного знания, россиеведение, лингвистический мониторинг состояния русского языка, интеллектуальная история, востоковедение и изучение древних цивилизаций, когнитивные науки, гуманитарные аспекты модернизации и конкурентоспособности национальной экономики, стратегии международного взаимодействия в рамках СНГ, аналитика современной информационной и технологической среды, исследования в области изучения искусственного интеллекта.

В результате реализации инновационных подходов и к настоящему времени в РГГУ сложились и активно работают такие уникальные научно-образовательные, признанные в мировом научном пространстве проекты, как:

· Школа американистики и междисциплинарных исследований в гуманитаристике Ю.В. Кнорозова. Это уникальная в мире, лидирующая школа в области гуманитаристики, касающаяся мирового культурного наследия. В настоящее время функционируют уже два зарубежных центра Кнорозова РГГУ (Мексика, Гватемала), сотрудничающие с местными университетами и напрямую продвигающие приоритетное российское научное направление в западном пространстве. Не случайно этот проект был активно поддержан Министерством образования и науки и курировался напрямую министром образования А.А. Фурсенко.

· Учебно-научная музейная структура, которая стала частью университетской образовательной стратегии развития под названием «Образование средствами искусства». Структура выстроилась благодаря импульсу, полученному в результате открытия в РГГУ в 1996 г. Учебного художественного музея им. И.В. Цветаева. Это единственный в своем роде случай, когда один из крупнейших музеев России – Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина – в пространстве университета разместил значительную часть своей коллекции слепков, собранной основателем Музея изящных искусств имени Императора Александра III И.В. Цветаевым. Других примеров подобного в России нет. Университетские Музеи есть только в очень немногих крупнейших университетах Европы и Америки (например, Оксфорд, Беркли, Тарту).

· Школа психологии им. Л.С. Выготского, которая в своем исследовательском сегменте (новый тип психологии, справедливо называемой неклассической наукой) занимает лидирующее место не только в России, но и в мировом пространстве. Студенты с самого начала помимо предметов естественнонаучного цикла изучают дисциплины, непосредственно связанные с искусством. С этой целью в институте преподаются дисциплины, специально разработанные в русле концепции Л.С. Выготского (экспериментальный психологический театр, коммуникация с текстом, психология режиссуры и др.). В учебном и научном процессе широко используется предложенный Л.С. Выготским экспериментально-генетический, проектирующий метод.

· Лингвистическая школа, которая сегодня уделяет особое внимание развитию современных направлений, среди которых выделяются компьютерная лингвистика и когнитивные исследования. Эти направления отражены в учебном плане на всех уровнях (от отдельных дисциплин в бакалавриате до самостоятельных магистратур и программ в аспирантуре), по ним организовано несколько научных проектов, имеющих поддержку российских научных фондов, бизнеса и Минобрнауки России. Под руководством известных ученых в этих проектах принимают участие и молодые преподаватели, и аспиранты, и студенты.

· Уникальная для отечественного высшего образования школа подготовки документоведов и архивистов. Это профильная подготовка в области работы с электронными документами и их архивирования, с аудиовизуальными и научно-техническими документами, с документами действующих организаций и историческими документами в государственных и муниципальных архивах, в том числе с документными комплексами по военно-исторической тематике. Ведется также подготовка специалистов с учетом богатого зарубежного опыта в области работы с архивными документами.

· Уникальная концепция историко-филологического образования, основанная на масштабной программе исследований в области историко-культурной компаративистики, которая реализуется в Институте филологии и истории РГГУ, а также в Институте высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского. Данная научно-образовательная концепция была сформирована и реализована под руководством профессора Г.А. Белой и при деятельном участии других всемирно известных специалистов в области истории русской литературы (Ю.В. Манн), германистики (Н.С. Павлова), американистики (А.М. Зверев), англистики и компаративистики (И.О. Шайтанов), теории литературы и сравнительной мифологии (Е.М. Мелетинский), теоретической поэтики (Н.Д. Тамарченко). Одной из важнейших черт концепции филологического образования в РГГУ является ее международное измерение. В первые годы существования историко-филологического факультета был создан Международный ученый совет, в который вошли известные специалисты в разных областях филологии из университетов Франции, Германии, Италии, Великобритании, США и других стран.

· Уникальные образовательные программы в области востоковедения в рамках деятельности третьего после СПбГУ и ИСАА МГУ центра востоковедческого образования – Института восточных культур и античности – ведется подготовка в области китаеведения, японистики, арабистики, индологии, ассириологии, тюркологии, монголоведения, тибетологии, иранистики, а также по истории, литературы и культуры Сирии и Палестины, Лаоса, Вьетнама, Таиланда, Кореи и других стран. Мировое признание получила школа ассириологии РГГУ.

· Учебно-научный Центр изучения религий – единственная в стране образовательная структура, в которой собраны специалисты по всем мировым религиозным традициям, представляющие все основные гуманитарные дисциплины – от истории до политологии, психологии и социологии. Центр предоставляет площадку для диалога светского и религиозного мировоззрений и готовит специалистов с широким гуманитарным профилем, - экспертов, готовых реагировать на новые общественные вызовы и потребности, связанные с ростом активности религиозных движений в России и за рубежом. Уникальный научный потенциал Центра состоит в комплексном изучении феномена религии – от основ вероучения и культовых практик отдельных религий до целостного осмысления роли и функций религий в современном мире.

· Институт Конфуция РГГУ – это российско-китайский учебно-научный центр, созданный в сентябре 2007 года совместно Российским государственным гуманитарным университетом и Китайским университетом экономики и внешней торговли (Пекин) под патронажем Канцелярии по распространению китайского языка при правительстве КНР. В ИК РГГУ созданы прекрасные условия для углубленного изучения всех аспектов китайского языка и китайской культуры. Слушатели ИК могут заниматься деловым китайским языком, готовиться к тесту HSK, заниматься разговорной практикой или письменным переводом, слушать курсы по древней и современной истории Китая, углубленно изучать китайскую экономику, экономическую географию и политическую историю Китая. В ИК читаются курсы по китайской лингвистике, фонетической реконструкции пракитайского языка, каллиграфии и китайской литературе. Для чтения этих лекций приглашаются ведущие российские синологи и специалисты по Китаю.

Совершенно очевидно, что критерии «измерения эффективности», предложенные Минобрнауки России, оказались ориентированными на оценку деятельности среднестатистических вузов, где ничего подобного не создавалось и не развивалось. Тем самым эти критерии не могут быть абсолютно применимы к оценке уже сложившейся современной научно-образовательной деятельности РГГУ, в рамках которой реализовывались нестандартные и очень эффективные проекты даже в те времена, когда государственное финансирование оставляло желать лучшего.

Безусловно, как и всякий вуз, РГГУ требует постоянного совершенствования и развития. Тем более, что некоторые структуры оказались тормозящими его инновационное развитие. В соответствии с вызовами времени необходимо оптимизировать:

- систему управления;

- систему подготовки и привлечения кадров;

- качество образовательной деятельности;

- качество и систему оценки исследовательской работы;

- разнообразие и вариативность образовательных программ;

- модели и уровни сотрудничества с зарубежными вузами;

- сферу научных изданий РГГУ на английском языке;

- систему оплаты профессорско-преподавательского состава и УВП;

- инфраструктурные и организационные условия для проведения занятий.

В рамках мероприятий по повышению эффективности деятельности РГГУ, связанных с результатами упомянутого мониторинга деятельности государственных вузов, университет разработал и представил в Минобрнауки России Программу оптимизации деятельности РГГУ на 2013-2015 гг. Данная Программа нацелена на повышение эффективности работы в образовательной, научной и инновационной сферах и обеспечение конкурентоспособности университета по отношению к ведущим зарубежным и отечественным вузам и является частью формируемой стратегической программы развития РГГУ на период до 2020 г. Программа оптимизации деятельности РГГУ на 2013-2015 гг. (далее – Программа) сформирована по результатам работы шести рабочих групп, в которой, помимо признанных экспертных структур университета в области развития гуманитарного знания и ведущих ученых РГГУ, приняли участие авторитетные эксперты из Минэкономразвития России, НИУ «Высшая школа экономики», Фонда «Сколково», Национального фонда подготовки кадров (НФПК), Финансового университета при Правительстве РФ, РУДН, РГПУ им. А.И. Герцена.

Следует отметить, что Программа оптимизации сформирована по форме, разработанной Минобрнауки России, что накладывает определенные ограничения на степень ее охвата, масштаб и целеполагание. Вместе с тем, Программа носит комплексный характер и является частью стратегии развития РГГУ, разработанной в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Программа оптимизации деятельности РГГУ предусматривает достижение ключевых целей развития РГГУ на ближайшие три года посредством решения ряда стратегических задач. Мероприятия, представленные в Программе, призваны обеспечить достижение значимых результатов в соответствии с перечнем конкретных критериев эффективного развития вуза.

Следует особо отметить, что Программа предусматривает высокую степень интеграции деятельности РГГУ в экономику города Москвы, а также в деятельность профильных для университета федеральных и региональных органов власти, профессиональных сообществ, зарубежных партнеров. Немаловажно, что указанное взаимодействие имеет вполне конкретные финансовые измерители – в рамках уже подписанных и планируемых к подписанию договоров университет планирует получить в 2013-2015 гг. дополнительное внешнее финансирование от российских органов власти и организации в объеме свыше 250 млн. руб. (сверх основной государственной субсидии) и от иностранных партнеров – свыше 80 млн. руб.

Программа содержит план по достижению отдельных показателей оценки эффективности деятельности РГГУ в соответствии с Перечнем показателей оценки эффективности деятельности федеральных вузов и их филиалов Минобрнауки России. Всего в программе приведены расчеты по динамике изменения 17 таких показателей.

Кратко остановимся на основных предпосылках и содержательных тезисах Программы.

Прежде всего, программа исходит из миссии РГГУ, которая заключается в закреплении за РГГУ статуса ведущего отечественного научно-образовательного центра в области гуманитарных, социальных и информационных наук, осуществляющего фундаментальные и прикладные научные исследования мирового уровня в области гуманитарного знания, подготовку высококвалифицированных профессионалов с широкой общекультурной компетентностью, необходимой для созидательной деятельности на благо общества и государства, активное участие в процессах интернационализации и гуманитаризации российского образования, выполнение функций института академической и прикладной гуманитарной экспертизы как социально значимых решений и инициатив федерального уровня, так и проектов, связанных с модернизацией и повышением конкурентоспособности российской экономики, а также – разработку и реализацию научно-практических общественных и просветительских программ.

Стратегическая цель Программы состоит в дальнейшем развитии потенциала и укреплении статуса университета как передового научно-образовательного, проектного и экспертно-аналитического центра в области гуманитарных, социальных и информационных наук, развивающего традиции отечественной высшей школы и входящего в число ведущих российских и мировых инновационных университетов по качеству научных исследований, подготовки выпускников и результативности социально-значимых проектов и инициатив.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда стратегических задач, в частности:

· вхождение в число международных лидеров в сфере исследований и прикладных разработок по ряду перспективных направлений развития социально-гуманитарных и информационных наук (новые актуальные, практикоориентированные и нацеленные на междисциплинарность направления, в рамках которых могут быть использованы инновационные научные подходы различных гуманитарных, социальных и информационных наук, филологическая и историко-культурная компаративистика, теория и методология гуманитарного знания, россиеведение, лингвистический мониторинг состояния русского языка, интеллектуальная история, востоковедение и изучение древних цивилизаций, когнитивные науки, гуманитарные аспекты модернизации и конкурентоспособности национальной экономики, стратегии международного взаимодействия в рамках СНГ, аналитика современной информационной и технологической среды, исследования в области изучения искусственного интеллекта и др.);

· синтез образовательных приоритетов высшей школы и достижений академической науки;

· формирование вокруг РГГУ сетей и сообществ российских исследователей и практиков в области гуманитарных наук для распространения и эффективного применения передовых знаний и практического опыта, для выработки профессиональных стандартов и проведения общественных дискуссий по вопросам образования и науки;

· качественная подготовка специалистов для различных областей научной, общественно-политической, управленческой деятельности и бизнеса – интеллектуалов, чей уровень отвечает самым высоким требованиям отечественного рынка труда и характеризуется современным стилем профессионального мышления;

· достижение международного уровня качества образовательных программ, подкрепляемого прохождением международной общественно-профессиональной экспертизы и сертификации, и расширение спектра образовательного сотрудничества между РГГУ и зарубежными вузами;

· дальнейшая реализация проектов, направленных на развитие международного сотрудничества в сфере послевузовского профессионального образования, разработку совместных программ подготовки аспирантов и докторантов;

· реализация долгосрочных консалтинговых проектов и программ, направленных на повышение качества гуманитарной подготовки в школе, средних и высших учебных заведениях;

· распространение передового опыта в области гуманитарных технологий образования, направленных на формирование и оценку общекультурных компетенций специалистов различного профиля – гуманитарного ядра высшего профессионального образования;

· проведение в жизнь социально значимых проектов и гуманитарных просветительских инициатив, направленных на повышение культуры молодежи, коррекцию ценностного горизонта, повышение мотивации к созидательной деятельности и ведению здорового образа жизни;

· осуществление гуманитарной экспертизы решений и проектов в сфере модернизации российского общества и государства;

· информационно-аналитическое и экспертное обеспечение и сопровождение деятельности органов федеральной, региональной и муниципальной законодательной, исполнительной и судебной власти, правовых институций, учреждений науки и культуры;

· поддержка прикладных проектов и предпринимательских инициатив студентов и выпускников РГГУ, формирование предпринимательской культуры в сфере практического приложения гуманитарного образования.

Главной стратегической линией программы является одновременная направленность на повышение уровня образовательных услуг путем их адаптации к современным экономическим условиям и на развитие профессиональных рынков труда. В этом смысле важной целью является установление практического взаимодействия между системой профессионального образования и сферой труда.

Программа предусматривает ряд принципиальных шагов, связанных со стратегическим переосмыслением ключевых направлений деятельности университета. Среди таких шагов можно, в первую очередь, отметить следующие:

· выявление образовательных программ, нуждающихся в реорганизации и приведении в соответствие с профилем вуза по признакам отсутствия в них признаков уникальности и спроса на их выпускников на рынке труда;

· балансировка пакета образовательных программ вуза по принципу выработки оптимального соотношения «брендовых» и «коммерческих» программ, в том числе путем перепрофилирования имеющихся образовательных программ социально-экономического блока;

· инициирование «зонтичной» базовой государственной программы, корреспондирующей с эксклюзивными направлениями подготовки студентов, реализуемыми в РГГУ (архивоведение и документоведение, когнитивистика, филология, востоковедение и др.);

· разработка и реализация системы идентификации ППС по индивидуальным научно-образовательным профилям, в рамках которой каждый из ППС получит возможность выбора одного из двух профилей – с акцентом либо на учебную работу, либо на научную деятельность (с уменьшением учебной нагрузки и закреплением обязательств по достижению конкретных научных результатов в трудовом договоре, заключенном на принципах «эффективного контракта»);

· создание наблюдательных советов при структурных подразделениях РГГУ с участием выпускников и работодателей, а также ведущих зарубежных специалистов в целях привлечения средств на реализацию НИОКР;

· реализация программы развития фандрайзинговой активности в институтах и на факультетах. Создание консультационного центра при действующих общеуниверситетских структурах, занимающихся коммерциализацией научной деятельности, формирование функционала фандрайзинговых агентов в структурных подразделениях РГГУ. 

Ректорат