РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Международная научно-практическая конференция «Преподавание иностранных языков в контексте коммуникативной культуросферы»
17.04.2019

Международная научно-практическая конференция «Преподавание иностранных языков в контексте коммуникативной культуросферы»


16 апреля 2019 г. в рамках XII Международного гуманитарного научного форума «Гуманитарные чтения РГГУ» в РГГУ состоялась I международная научно-практическая конференция «Преподавание иностранных языков в контексте коммуникативной культуросферы», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ.

Синергию научной мысли и профессионального единения на конференции создали научные изыскания и проекты ведущих преподавателей кафедры иностранных языков ФМОиЗР ИАИ РГГУ; кафедры иностранных языков, кафедры романской филологии РГГУ; кафедры истории зарубежной философии РГГУ; кафедры восточных языков Института лингвистики РГГУ; Ассоциации русскоязычных коучей; зарубежных ученых и экспертов из различных университетов Болгарии, Чехии, Латвии, Китая, Ирана - всего 37 человек.

В процессе работы пленарного заседания и секций конференции и в ходе дискуссии участникам и гостям (51 человек) были представлены исследования, посвященные вопросам следствий концептуального подхода ряда философов к лингвистическому повороту, вызвавшему к жизни прочие повороты, например, антропологический, в свете возможного их применения в теории и практике преподавания; сравнительного анализа изучения текстового материала в синхронии, выявившего  модели стиля и подачи языковых форм. Исследования убедительно доказали, что язык невозможно изучать вне контекста истории и культуры, в частности, США.

Иностранный язык для специальных целей рассматривался с точки зрения его обусловленности институционально формулируемым спросом. Отмечалось, что в системе магистратуры основной целью иноязычной подготовки кадров высшей квалификации становится формирование способности осуществлять активную межкультурную коммуникацию в рамках своей профессиональной и научной деятельности в качестве субъектов международного образовательного пространства. Преподавание языка специальности, сочетающее универсальную лингвистику и профессиональный контент и предполагающее применение новаторских подходов и постоянную оптимизацию учебного процесса, позволяет создать полноценно развитую профессиональную личность, способную после окончания вуза эффективно войти в деловой мир. Было показано, как формирование презентационных навыков способствует сдвигу в сторону идентичностных приоритетов.

В парадигме культурологической составляющей языка специальности были закономерно представлены основные постулаты лингвометафорики как инструмента творения концептуальных категорий иноязычного профессионального пространства. Органичным развитием концепта ассоциативностикак необходимой основы метафоризации стали аналитические работы в области испанской зоофразеологии и метафорики с зоонимическим компонентом в лигвокультуре языка хинди.

В презентациях студентов рассматривалась мотивация как один из важнейших аспектов процесса освоения иностранных языков, т.к. от нее зависит результативность обучения. Естественным развитием этой темы стал анализ понятия интересного, утвердившееся в формальной философии искусства начала ХХ в., а затем в феноменологии и философии образования.

Во многих выступлениях подчеркивалась основная идея коммуникативного подхода к обучению иностранного языка – переносе акцента с упражнений на собственно активную мыслительную деятельность студентов, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами. На примере системы интенсивного развития индивидуальных способностей СИР(И)С было представлено утверждение, что язык и критическое мышление призваны решать три первоочередные задачи: информировать, убеждать и объяснять.

Органично прозвучали современные тезы об этике педагогического взаимодействия, были обозначены некоторые противоречия в существующей системе образования,  отрицательно сказывающиеся на педагогическом взаимодействии в вузе.

Выступления зарубежных коллег преимущественно фокусировались на диалоге и сотрудничестве между культурами и цивилизациями, схеме коммуникационной политики в изучении культуры и иностранных языков как проводников политики, один из наиболее важных элементов которой – контроллинг изучения иностранных языков.

Как must have инструментов обучения, вовлеченности, мотивации и построения будущей карьеры студента рассматривалась интеграция возможностей цифровых медиа во взаимодействие преподавателя и студента. Были предложены практические рекомендации по развитию метакогнитивных навыков, а именно - способности к осознанному развитию, выявлению потребностей в обучении, постановке целей на развитие, планированию и совершению действий, рефлексии - для создания цифрового портфолио студента как важного элемента современной культуросферы. Наряду с обзором актуальных материалов интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку, был проведен и обзор актуальных зарубежных сайтов с их классификацией. Подробно проанализировано применение Instagram в обучении испанскому языку как иностранному. Соответственно, аргументировалась и значимость выбора  системы  корректного оценивания знаний, компаративно представленной на основе опыта различных вузов.

Уникальность и проактивность научных изысканий видится в их непременном воплощении в практику - внедрении в учебный процесс и отражении в публикациях научных статей и учебно-методических работах.