РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



08.02.2019

Всероссийская научная конференция "Пятнадцатые Таврические философские чтения «Анахарсис»


Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской научной конференции Пятнадцатые Таврические философские чтения «Анахарсис». 17.09.19.–19.09.19 Крым г. Судак

Основное тематическое направление работы конференции: «Прагматика философского текста»

Планируется работа 4 секций и 2 круглых столов:

Перформативный потенциал философского текста
Диалог как философская практика
Логика и аргументация в философском тексте
Этический кодекс как философский текст
Круглый стол «Научный текст – история и современность»
Круглый стол «Прагматика и семантика религиозных и церковных текстов»
Чтения пройдут на морском побережье, в Крыму в г. Судак с 17.09.19 по 19.09.19.

В связи с подачей грантовой заявки на проведение научного мероприятия, просим прислать примерные темы докладов до 17.02.2019.

Конференция «Прагматика философского текста» направлена на исследование действенной, деятельностной стороны философского знания. Фундаментальная проблема связи философии с действительностью приобрела особую актуальность в условиях электронной культуры, когда общедоступность текстов позволяет говорить о легкости, с которой идея может овладевать массами. Каков действенный потенциал философского текста? Что значит «претворить философию в жизнь»? Как формируется картина мира современного молодого человека? В ответах на эти вопросы философию можно редуцировать к науке и выявлять практику, соответствующую философской теории. А можно сблизить философию с художественным творчеством и искать поэтические основания философской деятельности. Организаторы конференции исходят из тезиса о наличии у философского знания нередуцируемой специфики и опираются при этом на текстовый подход, который сможет обеспечить необходимую предметную определенность исследований. В его рамках возможно осуществление и междисциплинарных, и узкопрофессиональных исследований, способных показать разные аспекты проблемы философской практики и прагматики, отличить философский текст от научного, художественного, религиозного, политического и др., а также выявить самые разные аспекты философской текстовой деятельности. И постановка, и поиски путей решения проблем философской практики и прагматики будут способствовать оптимизации процессов в издательской, образовательной, идеологической деятельности, а также в работе с молодежью – в ходе формирования критического мышления и способности противостоять воздействию манипулятивных цифровых технологий.

Планируется работа 4 секций и 2 круглых столов:

1. Перформативный потенциал философского текста (модераторы: д.ф.н. Псху Р. В. (Москва РУДН), д.ф.н. Рыскельдиева Л. Т. (Симферополь КФУ имени В. И. Вернадского))

Философский текст требует учета своей языковой специфики и особых навыков понимания. С какой целью он создается и какое воздействие оказывает на читателя? Какова социально значимая роль философских текстов в разных культурах? Применима ли к философскому тексту теория речевых действий? Можно ли воздействовать текстом? Связано ли такое действие с практикой перформанса в современном искусстве? Предполагается, что в ответе на эти вопросы могут появиться контуры такой теории философского текста, которая не будет редуцировать его ни к одному из других типов.
Кроме того, возможно будет обнаружение внутренних, имплицитных механизмов его воздействия на читателя и порождения каких-то видов практики.  

2. Диалог как философская практика (модераторы: к.ф.н. Зарапин О. В. (Симферополь, КФУ имени В. И. Вернадского), к.ф.н. Шиян А. А. (Москва, РГГУ)).  

Диалог – важнейшее понятие современной философии. Вместе с тем в качестве классической практики философствования диалог задал образец соотношения философа и общества, преподавателя и студента, автора философского текста и его читателя. Что такое диалог как форма общения в прошлом и сегодня, в эпоху цифровой коммуникации? В чем актуальность философии диалога? Что есть философский текст с точки зрения диалога автора и читателя? Каковы предпосылки историко-философского подхода к интерпретации как диалогу настоящего и прошлого? Почему созданный в древности философский текст привлекает наше внимание сегодня и возможен ли диалог интерпретаций как альтернатива конфликту? Как возможен диалог философии и науки, философии и религии, философии и искусства? Что означает понятие «диалог культур» в эпоху глобализации и можно ли говорить о диалоге философских культур? Эти и другие вопросы способствуют выявлению прагматики философского текста с точки зрения диалога как философской практики, актуальной в академических исследованиях, преподавательской работе и общественной жизни.

3. Логика и аргументация в философском тексте (модераторы: д.ф.н. Лисанюк Е. Н. (СанктПетербург, СПбГУ), к.ф.н. Шапиро О. А. (Симферополь, КФУ имени В. И. Вернадского))

Аргументация играет важную роль в порождении философского текста автором и в понимании его читателем. Почему одни аргументы слабые, а другие – сильные? Как отыскать баланс между доказательностью и убедительностью? Мы предлагаем обсудить две группы вопросов: о роли автора и читателя в порождении и понимании аргументации в философском тексте и о логике аргументации в этих процессах. Чем отличаются аргументативные стратегии авторов, принадлежащих различным историческим эпохам и культурам? Имеют ли нечто общее между собой правила и механизмы порождения аргумента в интеллекте автора, предъявление аргументации в философском тексте и ее понимание читателем? Существует ли логика аргументации? Что реконструируют современные протоколы аргументации - порождение аргументации автором или ее понимание читателем? Мы надеемся, что обсуждение этих вопросов откроет новые горизонты в изучении аргументации и внесет вклад в создание инновационных подходов и методик обучения логике, критической аргументации и дизайн-мышлению.

4. Этический кодекс как философский текст (модераторы: д.ф.н. Шоркин А. Д. (Симферополь, КФУ имени В. И. Вернадского), к.ф.н. Перов В. Ю. (Санкт-Петербург, СПбГУ)).

Сегодня существует большое количество разнообразных корпоративных и профессиональных этических документов (клятвы, декларации, собственно кодексы и т.д.), которые призваны нормативно регулировать нравственные отношения и моральное поведение. Находят ли в них отражение основные положения, проблемы современной философской этики, а также дискуссии, идущие в ее рамках? Можно ли в нормативных этических документах обнаружить отголоски этических споров и дискуссий или их содержание должно выглядеть как недвусмысленное руководство к правильному этическому поведению? Или любая сопряженность с морально- философским содержанием является избыточным для этических кодексов? Эти и связанные с ними проблемы представляют не только теоретический, но и практический интерес для современной этики.

Круглый стол «Научный текст – история и современность» (модераторы: д.ф.н. Шиповалова Л.В. (Санкт-Петербург, СПбГУ), Шкорубская Е.Г. (Симферополь, КФУ им. В. И. Вернадского))

Предлагается обсудить вопросы, относящиеся к специфике научных текстов со времени становления науки как социального института до современности. Каковы критерии научности, выражаемые в
тексте, как они меняются в истории и насколько подвержены влиянию современной ситуации постистины? Как изменяются такие характеристики научности как объективность, новизна, доказательность, рефлексивность и др. в зависимости от конкретной формы научного текста и от научной дисциплины? Насколько трансформируют научный текст современные требования оценки научной эффективности, связанные с публикационной активностью, и как можно им противостоять? Чем отличается научный текст как средство внутри научной коммуникации от представления посредством текста научных идей в образовательном пространстве и во внешней научной коммуникации с непрофессионалами? Коль скоро научный текст остается способом репрезентации научной деятельности, ее легитимации в общественном сознании, актуальность этих и других вопросы, предлагаемых к обсуждению на круглом столе, сложно переоценить.

Круглый стол «Прагматика и семантика религиозных и церковных текстов» (модераторы: д.ф.н. Грива О. А. (Симферополь, КФУ им. В. И. Вернадского), к.ф.н. Катречко С. Л. (Москва, РПУ Св. И.Богослова)).

Сакральные тексты, тексты религиозного характера, а также церковные документы, всегда составляли особую группу источников. Являясь многоплановыми и сложносоставными, они представляют интерес не только для тех, кому непосредственно адресованы, но и для исследователей религиоведов, философов, теологов, психологов. Выявляя их действенный потенциал, такого рода тексты важно подвергать анализу с целью выделения семантического и прагматического аспектов, поискам в них идеального и субъективного. С практической точки зрения, особенно нуждаются в анализе тексты, рождающиеся на сломе эпох, во время церковных расколов и других катаклизмов религиозного и церковного характера.
Формы участия: - пленарный доклад - доклад на секции - выступление на круглом столе - стендовый доклад

Важные даты: 17.02.2019 – окончание приема заявок на участие. 01.04.2019 – окончание приёма тезисов докладов 17-19.09.2019 – конференция. 15.10.2019 – окончание приема текстов статей.

По результатам работы конференции планируется публикация статей в журнале «Учёные записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология» (РИНЦ, ВАК).  

Важные даты:

Заявки, тезисы и тексты статей принимаются по адресу anacharsis@rambler.ru. Требования к оформлению заявок и тезисов – в приложении. По всем вопросам обращаться: anacharsis@rambler.ru, тел. +7 978 893 28 53 (Елена Геннадьевна Шкорубская, секретарь оргкомитета конференции)

Председатель оргкомитета Чтений, д. ф. н. Шоркин А. Д.

Председатель программного комитета Чтений д.ф.н. Рыскельдиева Л.Т.  

Приложение 1
Шаблон оформления тезисов:

Название тезисов
Фамилия И.О.
Учёное звание, степень
Место работы / учёба
(Город, страна)

УДК
Аннотация на русском языке. Шрифт – Times New Roman, 12, курсив. Интервал одинарный
Ключевые слова

Thesis title
Surname N.P.
Academic title, degree
Place of work / study
(City, country)

Abstract    Шрифт – Times New Roman, 12, курсив. Интервал одинарный
Keywords

Основной текст тезисов. Размер – до 6000 знаков. Шрифт – Times New Roman, 12. Интервал одинарный, поля 2 см со всех сторон.

Список литературы (если необходимо) приводится после основного текста, нумерованный, источники – в порядке упоминания. Постраничные сноски – содержательные.


Форма заявки:

ФИО    
Ученая степень/звание    
Должность (курс и направление подготовки – для студентов, аспирантов)    
Место работы (учёбы), адрес    
Название доклада    
Предпочитаемая секция    
Е-mail, телефон    
Контактный адрес