Международный научный семинар «Память жанра как феномен единства и непрерывности литературного развития»
02.04.2018

Международный научный семинар «Память жанра как феномен единства и непрерывности литературного развития»


30–31 марта 2018 года кафедра теоретической и исторической поэтики и кафедра истории русской классической литературы Института филологии и истории РГГУ провели международный научный семинар «Память жанра как феномен единства и непрерывности литературного развития», вписанный в общую тематику недавно открывшихся Гуманитарных чтений.

IMG_5511.JPG

В этом году в работе семинара участвовали исследователи из Польши, Венгрии, США и разных городов России: Москва, Нижний Новгород, Махачкала, Красноярск, Самара, Тверь, Краснодар, Уфа. Всего было заявлено 32 доклада, что свидетельствует о немалом интересе к заявленной тематике.

IMG_5513.JPG

Председатель оргкомитета д.ф.н., проф., профессор кафедры теоретической и исторической поэтики М.Н. Дарвин во вступительном слове подчеркнул, что семинар проводится уже третий раз и становится традиционной ежегодной встречей историков и теоретиков литературы. Начало этой традиции положил профессор кафедры теоретической и исторической поэтики, автор базовых работ в области теории жанра Н.Д. Тамарченко, под руководством которого в 2010 году была проведена секция жанрологии в рамках Белых чтений ИФИ РГГУ. Неопубликованному наследию ученого – сформулированной им жанровой модели поэмы в соотношении с эпопеей, романом и лирическими жанрами – был посвящен доклад Д.М. Магомедовой (Москва, РГГУ, ИМЛИ РАН), с которого началась работа семинара.

IMG_5514.JPG

Тематическим центром выступлений стало понятие «памяти жанра» М.М. Бахтина, определяющее непрерывность развития литературы. Проблема трансформации и сохранения самоидентичности различных жанровых структур в эпике, лирике и драме была затронута в целом ряде докладов: Н.Ю. Гвоздецкая (Москва, РГГУ) «Древнеанглийские переложения латинских житий: эволюция жанра»; В.Ш. Кривонос (Самара, СГСПУ) «”Мертвые души” Гоголя в “Мелком бесе” Ф. Сологуба»; О.В. Федунина (Москва, РГГУ) «Кризис и память жанра в рассказе “Володя большой и Володя маленький” Чехова и “Чистый понедельник” Бунина»; И.В. Клименко (Москва, МГУ) «Трансформация жанра новеллы у писателей-неоромантиков (на примере произведений А. Грина и Дж. Лондона)»; А. Молнар (Венгрия, Дебреценский университет) «Жанровая деформация записок в “Записках психопата” Вен. Ерофеева»; Е.Ю. Сокрута (Москва, ИМЛИ РАН) «Судьба русского рассказа как жанра в начале XXI столетия»; О.А. Гримова (Краснодар, КубГУ) «Роман о художнике в современной литературе: трансформация жанрового содержания»; С.С. Шаулов (Уфа, БашГУ) «”Эпопейность” в современном романе: к вопросу о взаимодействии интеллектуальной и художественной традиций»; О.А. Кузнецова (Москва, МГУ) «Элегические клише и русская поэзия XVII в.»; В.Г. Щукин (Польша, Краков, Ягеллонский университет) «А.С. Пушкин как разрушитель и обновитель “памятных” жанровых структур», С.Ю. Артёмова (Тверь ТвГУ) «”Лирические эпиграммы” С.Я. Маршака: закономерности жанровой трансформации»; Н.Н. Кириленко (Москва, независимый исследователь) «”Память жанра” в новейшей комедии». Особый интерес в связи с этим вызвал жанр баллады: Е.Е. Анисимова (Красноярск, СФУ) «Русская баллада: жанровый архетип и его историзация»; Ли Джонг Хён (Москва, РГГУ) «От “тайны тяжкой” ко “второй балладе”: перформативная стратегия символистской и постсимволистской баллады».

IMG_5531.JPG

В другом блоке докладов проблема «памяти жанра» решалась через компаративный анализ явлений литературы, относящихся к разным национальным традициям: Е.И. Зейферт (Москва, РГГУ) «Жуковский и Байрон: жанровый интерес русского поэта к английскому»; М.Н. Дарвин (Москва, РГГУ) «”Западно-восточный диван” Гете и “Подражания Корану” Пушкина: “явный беспорядок и чудесная гармония”»; Е.И. Самородницкая (Москва, РАНХиГС) «Отрицание классики: почему П. Дашкова не любит Ш. Бронте?»; Л.Г. Хорева (Москва, РГГУ) «Традиции испанского плутовского романа в русской литературе»; С.В. Алпатов (Москва, МГУ) «”Газета из ада” – реплика европейской сатиры в русской литературной и фольклорной традиции».

IMG_5536.JPG

В методологии исследования обозначенного круга проблем выявилась также необходимость рассматривать разные жанровые структуры в их соотношении: И. Монхбат (Москва, РГГУ) «Драматургия и жанр анекдота (на примере “Провинциальных анекдотов” А. Вампилова)»; С.С. Бойко (Москва, РГГУ) «”Сильные, вниз!”: Анекдот, рассказ и житие в духовной прозе XXI в.».

IMG_5541.JPG

Жанр как система, обладающая потенциалом различной степени, рассматривался в докладе проф. Пенсильванского университета (США) В.К. Зубаревой «Жанр в свете общей теории систем». Рецептивные особенности и их влияние на сохранение жанровой идентичности составили еще одно тематическое направление в работе семинара: Е.Ю. Виноградова (Москва, РГГУ) «Проблема жанра в рецептивной эстетике»; Ф.Х. Исрапова (Махачкала, ДГУ) «Модальность понимания в повестях И.С. Тургенева “Андрей Колосов” (1844) и “Первая любовь” (1860): от слушателя рассказа – к читателю “тетрадки”».

Отдельно следует упомянуть наметившуюся тенденцию к исследованию заявленной проблематики методами разных теоретических дисциплин – жанрологии, нарратологии, дискурсного анализа: С.П. Лавлинский (Москва, РГГУ) «”Память жанра” и позиция нарратора в новелле Дж. Сэлинджера “Человек, который смеялся”»; А.Е. Агратин (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) «Имплицитное повествование как жанровая проблема»; О.А. Кашинская (Москва, РГГУ) «”Дискурс истории” в драме Д.С. Мережковского “Павел I”».

IMG_5528.JPG

Наконец, в ряде докладов исследовались маргинальные и/или недостаточно изученные явления в литературе, понимание специфики которых также потребовало обращения к проблеме «памяти жанра»: Ю.В. Манн (Москва, РГГУ) «Письмо как литературный жанр: эпизоды истории»; Е.А. Осьминина (Москва, МГЛУ) «Жанр трилогии “Иисус Неизвестный” Д.С. Мережковского: происхождение и трансформации»; Л.Е. Муравьева (Нижний Новгород, НИУ ВШЭ). «Autofiction как разрыв с традицией: гибридные жанры во французской литературе после 1970-х годов».

Прозвучавшие доклады живо и плодотворно обсуждались в дискуссиях, завершавших каждое заседание. В процессе обсуждения обозначилась необходимость дальнейшей разработки и уточнения базовых понятий «жанр» и «память жанра». Оргкомитет надеется на продолжение работы в данном направлении в следующем году. Материалы международного научного семинара будут опубликованы в специальном сборнике.

 

 

 



© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.