российский
государственный
гуманитарный университет

Новости   Новости
30.03.2018

Открытие «Гуманитарных чтений – 2018»

27 марта в РГГУ начал работу XI Международный гуманитарный научный форум «Непрерывность и разрывы: социально-гуманитарные измерения», который проходит в рамках «Гуманитарных чтений – 2018». Основные направления – это социальные потрясения и опыт их преодоления: войны, революции, реформы; гуманитарная миссия Университета в эпоху цифровой революции; актуальные направления и вызовы современного гуманитарного знания. Торжественное открытие форума было приурочено ко Дню рождения РГГУ.

IMG_6865.jpgIMG_6905.JPG

С приветственной речью к участникам форума обратился исполняющий обязанности ректора РГГУ А.Б. Безбородов. «Позвольте сердечно поблагодарить всех членов оргкомитета “Гуманитарных чтений”, в первую очередь, проректора по научной работе Ольгу Вячеславовну Павленко, за большую творческую работу по подготовке этого чрезвычайно ответственного, важного, многодневного мероприятия, - произнес Александр Борисович. - Чтения стали заметной традицией, причем с зарубежным участием, в новейшей истории гуманитарного знания, гуманитарного образования в России. Хотел бы отметить, что у истоков этой традиции стоит президент Российского государственного гуманитарного университета Ефим Иосифович Пивовар, который, еще будучи ректором, заложил это важное начинание, всегда поддерживал и поддерживает его, и сегодня активно участвует в нашей совместной работе.

IMG_6943.jpgIMG_6933.jpg

Должен подчеркнуть, что мы очень дорожим нашими гостями, членами Наблюдательного совета, учеными высочайшего мирового уровня, которые принимают участие в работе Чтений. В первую очередь, это академик Российской академии наук, член Президиума РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик-секретарь отделения историко-филологических наук, директор УНЦ социальной антропологии РГГУ, доктор исторических наук, профессор Валерий Александрович Тишков. Также хочу поприветствовать академика Российской академии наук, члена Президиума РАН, научного руководителя Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН Бориса Николаевича Четверушкина и академика РАН, научного руководителя Института всеобщей истории РАН, директора Учебно-научного центра европейских исследований Института филологии и истории РГГУ, доктора исторических наук, профессора Александра Огановича Чубарьяна, который много сделал для того, чтобы Чтения каждый год проходили на высоком научном уровне, с участием значительного количества представителей Российской академии наук.

IMG_7050.JPGIMG_6888.JPG

Направления форума, перечисленные в программе, сегодня особенно актуальны. Крайне важна тема гуманитарной миссии университета в современном обществе. Политическая картина сегодняшнего российского мира позволяет строить планы на ближайшее будущее, многое уже готово. В центре внимания - управление, экономика, технологии, образование, здравоохранение, экология. Необходимо четко определить место университета в различных направлениях гуманитарного образования, и в рамках “Гуманитарных чтений” эту миссию может успешно выполнить коллектив РГГУ.

Объявляю “Гуманитарные чтения” РГГУ 2018-го года открытыми и поздравляю всех присутствующих с Днем рождения РГГУ!».

IMG_7043.jpgIMG_7266.JPG

С приветствием к участникам форума также обратился президент РГГУ Е.И. Пивовар. «Время бежит, и сегодня в рамках “Гуманитарных чтений” проходит уже 11-я наша встреча, - отметил Ефим Иосифович. – Есть много поводов для того, чтобы оценить сделанное и выстроить план на перспективу. Формат этого международного форума сохранился, и мы рады, что эта традиция стала нормой наших собраний. Но 11 лет назад никто не мог предсказать, что одно из направлений наших Чтений будет называться “Гуманитарная миссия университета в условиях цифрового общества”. Это – данность, которая выразилась в новых задачах, в новых возможностях, новых вызовах именно гуманитарного свойства, связанных с тем, что, к сожалению, в цифровом обществе риски для общества не исчезают, а возрастают.

IMG_6896.jpg

Казалось бы, цифровое общество призвано облегчить развитие социума, активно способствовать росту интеллекта, повышению уровня образования и т.д. Но это среда выявила и новые угрозы для отдельной человеческой жизни или для целых групп. Сейчас, например, мы обсуждаем программы и подаем заявки на гранты, связанные с преодолением этих угроз в социальных сетях. Мы давно занимаемся проблематикой искусственного интеллекта. Но, опять же, в наши дни эти задачи приобретают совершенно новые краски, несмотря на то, что многие фундаментальные направления исследований сохранились.

Важно и то, что наши встречи в рамках “Гуманитарных чтений” определяются конкретной исторической обстановкой, которая тоже меняется. Гуманитарии прекрасно отдают себе отчет в том, какие именно задачи должны быть включены в повестку дня у историков, у архивистов, у международников, у политологов, у юристов, у экономистов. Появляются новые вызовы, которым нужно дать определенную оценку и выработать методы того, как этим вызовам противостоять.

IMG_7276.JPG

Образование, которым мы призваны заниматься, это и есть гуманитарная практика. Достижения, недостатки или сложности, которые существуют в гуманитарном знании, отражаются и на гуманитарной практике, и на образовании. И мы тоже продолжим участвовать в этом процессе. Чтения с самого начала были важным каналом коммуникации между вузовской и академической наукой. Эти связи у нас очень плодотворные. Многие сотрудники академических центров и руководители академических институтов являются одновременно университетскими профессорами, руководителями различных подразделений в РГГУ. И наоборот, многие преподаватели и сотрудники нашего университета активно участвуют в деятельности академических институтов, являются членами РАН. Это взаимодействие, взаимопроникновение крайне важно. Были разные эпохи. Когда-то мы гордились тем, что в РГГУ представлены почти 40 академий наук. Потом это стало не очень модным, потому что началась борьба за штатных сотрудников. Тем не менее, эта взаимосвязь – важная часть “Гуманитарных чтений”, и она должна продолжаться.

IMG_7103.jpg

Университет никогда не был изолирован от мирового гуманитарного и естественнонаучного знания. Он всегда остается одним из передовых центров интернационализации, как сейчас говорят, научной жизни. Наши достижения являются частью мирового научного дискурса, и это проявляется в целом ряде международных научных мероприятий, которые запланированы, в том числе, и в программе нынешних Чтений. Университет всегда был активным участником экспорта российского образования, то есть, привлечения в наши стены студентов и преподавателей со всех уголков мира. И это тоже наше достижение, которое крайне важно. Независимо от конъюнктуры, политической атмосферы той или иной эпохи, эта тенденция будет продолжаться. Иначе нам просто не устоять.

В рамках “Гуманитарных чтений” университет всегда пытался совершенствовать, уточнить, выявить понятийный аппарат, который должен быть понятен гуманитариям других направлений и даже не гуманитариям. Одновременно понятийный аппарат, который представлен не гуманитариями, должен быть понятен и использован гуманитариями. Это и есть одна из важнейших задач, поставленных перед нами: междисциплинарность. Откладывание решения данной задачи на неопределенный срок приведет к огромным провалам и потерям, потому что без понимания того, что делают другие, и объяснения того, что делаешь ты, никакая междисциплинарность невозможна. Это остается одним из важнейших направлений деятельности университета, и в этом вопросе у нас есть очень большие ресурсы, которые “Гуманитарные чтения” призваны стимулировать и развивать. В этом году, с одобрения Наблюдательного совета, мы еще более расширили хронологию Чтений. Я рад, что эта площадка набирает обороты. Процесс идет по нарастающей, с чем я вас и поздравляю».

IMG_7064.jpgIMG_7437.JPG

Проректор по научной работе РГГУ О.В. Павленко в приветственной речи сделала акцент на интенсивной динамике развития университета. «Хроника событий наглядно демонстрирует, что если в 90-е годы РГГУ стремительно наращивал свою инфраструктуру, создавал новые направления, факультеты и центры, то уже с 2006-го года университет начинает углублять качественные процессы, - подчеркнула Ольга Вячеславовна. - В настоящее время мы видим, что барьеры между факультетами, между центрами начинают постепенно стираться. Эта аналогия плавильного котла очень применима к сегодняшней жизни университета в целом. Если взглянуть на наши перспективные текущие научные проекты и развивающиеся научно-образовательные программы, то они по большей части – междисциплинарные. В этих новых направлениях отражено то, что сейчас особенно востребовано и мировым знанием, и развитием российского общества, и развитием нашего академического сообщества. Безусловно, без Российской академии наук мы не смогли бы развивать эти направления в должной степени, поэтому здесь присутствуют наши стратегические партнеры, блистательные институты РАН, без которых невозможен и сам РГГУ как ведущий гуманитарный вуз России. Также и без наших зарубежных партнеров, крупных иностранных вузов, университет не был бы так открыт ко всем инновациям в международном гуманитарном знании. Без очень тесной связи с государственными структурами и работы для отечества, конечно, не было бы Российского государственного гуманитарного университета. Но самое важное и самое главное - это та уникальная научно-образовательная среда, которая у нас существует. Среда очень адаптивная, очень глубоко воспринимающая все новое и перерабатывающая его на основе наших традиций. В этом и заключается залог дальнейшего развития университета.

IMG_7284.jpg

Предыдущие “Гуманитарные чтения” 2017-го года имели очень серьезный эффект. В их рамках прошло 13 международных, 9 всероссийских, 4 научно-практических конференций, 15 круглых столов. По результатам прошлого года было издано 25 научных трудов. Уверена, что серьезный заряд, который дали десятые, юбилейные Чтения, отразится и в наших сегодняшних разработках. В 2018 году РГГУ закладывает 189 миллионов рублей только на развитие научных проектов. Эти финансы университет заработал, привлек для создания очень мощной научной базы и для разработок новых актуальных тенденций, о которых сегодня будут говорить наши ведущие ученые и наши блестящие приглашенные гости. Удачи. И в добрый путь нашим “Гуманитарным чтениям”».

IMG_7119.jpgIMG_7352.JPG

Также с приветственным словом к участникам форума обратились члены Наблюдательного совета «Гуманитарных чтений» РГГУ. Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, директор Учебно-научного центра европейских исследований Института филологии и истории РГГУ А.О. Чубарьян начал выступление с воспоминаний о тех временах, когда создавались «Гуманитарные чтения». «В нашей жизни есть определенные позитивные моменты становления, связанные с традицией и со стабильностью, - отметил Александр Оганович. - Когда задумывались “Гуманитарные чтения”, были скептики, которые выражали сомнения. Но годы показали, что Чтения – это устойчивая форма, и она востребована сейчас, может быть, даже больше, чем 10 лет назад. Появились новые подходы к гуманитарному знанию, по всему миру идет разрастание междисциплинарных исследований. И РГГУ сохраняет ведущие позиции в этой сфере. За это время в стране не было создано аналогов подобного рода комплексного гуманитарного университета. У нас есть гуманитарные центры, есть педогогические университеты, но в таком комплексном варианте проблемами гуманитарного знания занимаетесь только вы. Поэтому надо всячески поощрять и поддерживать эту традицию.

IMG_7279.JPG

РГГУ имеет одну особенность. Несмотря на все подъемы и спады, он остается крупнейшей площадкой для международного обмена. Трудно представить какой-либо другой российский университет, который в такой степени развивал бы международные научные центры, функционирующие реально, а не на бумаге. Большинство послов, аккредитованных в Москве, бывают в РГГУ. И это свидетельствует о совершенно определенном признании роли университета в налаживании международных контактов.

IMG_7290.JPG

Мне кажется, что негативные вещи, которые происходят последние годы в политике, не коснулись научных обменов вообще, и в том числе, РГГУ. Две недели назад я находился в Варшаве, и был очень доволен, когда там на одном из заседаний вспомнили, что у вас проходит Открытый диктант по польскому языку, что РГГУ занимается совершенно очевидной просветительской деятельностью. Вы делаете большое дело, налаживаете международные научные контакты, поэтому деятельность РГГУ в этом направлении заслуживает всяческой поддержки.

Я вам желаю успехов, слаженной плодотворной работы, стабильности, устойчивости, такой же доброжелательности, которая всегда исходила от РГГУ. Я испытываю удовлетворение и удовольствие от того, что имею возможность сотрудничать с вашим университетом».

IMG_7162.JPG

Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, руководитель Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ В.А. Тишков в своем выступлении подробно остановился на содержательной стороне «Гуманитарных чтений». «Я написал статью для “Вестника Российской академии наук” о гуманитарной науке в России, и в ней есть несколько существенных моментов, которые я сегодня хотел бы озвучить, - подчеркнул Валерий Александрович. - Мы отстаиваем специфику гуманитарного знания, которое находится контексте с естественными науками. Среди естественников бытует такое представление, что есть науки “естественные”, а есть науки “неестественные”, имеется в виду, гуманитарные. Я проявил инициативу и написал письмо на имя руководителя ФАНО и Президента РФ, получившее на днях положительный ответ, о том, что у гуманитарных наук есть некоторые существенные особенности, которые следует принимать во внимание, подводя различные итоги по оценке эффективности работы и ученых, и научных учреждений. В первую очередь, необходимо учитывать специфику нашего научного продукта, такого, как монографии, словари, энциклопедии, комментированные собрания сочинений писателей, изданий источников, - все это должно признаваться вполне легитимным, нормальным и индексируемым результатом научного труда ученого-гуманитария. Здесь и обращенность гуманитарных научных знаний не только к узкому профессиональному сообществу, но и более широкой аудитории, - говорю, прежде всего, за историко-филологический комплекс. Здесь и объем исследований, архивных, текстологических, полевых работ, раскопки, этнографические, фольклорные экспедиции, опросы и так далее. На всё это тоже нужны ресурсы, оборудование, и это тоже для гуманитариев очень важно.

IMG_7319.jpgIMG_7412.JPG

Если же речь заходит о каких-то наиболее классических направлениях, которые не подвержены конъюнктуре, то я, к сожалению, должен отметить, что в перечне важнейших исследований и важнейших направлений научно-исследовательских работ в Российской Федерации нет ни одной темы гуманитарного характера, кроме одной, которая связана с исследованием различных форм экстремизма и терроризма. Тема важная, и мы можем иногда к ней пристроиться, особенно этнологи, социально-культурные антропологи. Но мы пытаемся добиться того, чтобы и другие серьезные темы вошли в перечень важнейших критических или важнейших научных направлений в нашей стране: это исследования в области русской словесности, языков и культур народов России, нашего общенационального историко-культурного наследия, изучение образа жизни, интересов и потребностей, традиций и ценностей жителей страны, жизненных смыслов и стратегий современных россиян. Кстати, один из таких проектов мы ведем сейчас здесь, в РГГУ. Пожелаем ему успеха».

IMG_7345.JPGIMG_7484.JPG

Дальнейшие выступления также затрагивали тематику основных направлений «Гуманитарных чтений» РГГУ. Проректор по непрерывному образованию РГГУ П.П. Шкаренков привел слова русского философа М.М. Бахтина о том, что само бытие человека, и внешнее, и внутреннее, есть «глубочайшее общение». «Эта фраза могла бы стать эпиграфом для любых “Гуманитарных чтений”, - отметил Павел Павлович. – Есть выражение, что 21-й век – это столетие, в котором будет господствовать гуманитарное знание. Действительно, мы уже наблюдаем довольно быструю экспансию гуманитаристики в самые, казалось бы, не подходящие области науки. Появился учебный курс “Гуманитарная география”, блуждает такой известный слоган, высказанный математиком, что нет ничего более гуманитарного, чем высшая математика. По всей вероятности, именно гуманитарное знание становится сейчас тем пробным пространством, в котором появляются и инструментаризируются новейшие идеи и концепты. Полагаю, что с гуманитарными науками здесь может конкурировать лишь художественное творчество, как мощный генератор новых смыслов.

IMG_7501.jpgIMG_7386.JPG

Предмет гуманитарного научного мышления – не просто человек, ведь медицинские науки тоже занимаются человеком, но человек общающийся, человек текстопорождающий. Объект научного интереса ученого-гуманитария – всегда тексты, устные они или письменные, вербальные или невербальные. Повседневная жизнь человека – тоже текст, имеющий свою внутреннюю сторону этическую - поступок, и внешнюю семиотическую – текст. Эти стороны неразрывны. Наличие общего объекта – текста как манифестации дискурса, несмотря на многообразие предметов познания, делает гуманитарные науки весьма взаимопроницаемыми друг для друга, порождает их естественную и неустранимую междисциплинарность. Более того, индивидуальный исследовательский опыт, который накоплен науками о текстах, как можно было бы назвать гуманитарные науки, все чаще оказывается востребованным в естественнонаучных областях знания.

IMG_7055.jpg

Еще великие физики XX века, Гейзенберг и Бор, пришли в свое время к мысли, что физика как наука, в конечном счете, представляет собой разговоры специалистов о возможных экспериментах и об имевших место экспериментальных результатах. Родоначальник синергетики Илья Пригожин высказывался о том, что какие бы опыты ни производил ученый, он оказывается перед необходимостью изложить их, породить соответствующий текст. И эта стадия может радикально влиять на судьбы научных истин. Но при всем многообразии разговоров о том, насколько актуально гуманитарное знание, насколько оно необходимо, насколько оно востребовано, мы в реальной практике постоянно сталкиваемся с весьма значительными проблемами, как сущностными, так и институциональными. Вообще в разговорах о гуманитарном знании чувствуется отсутствие адекватной экспертной оценки. Методы и критерии, которые предлагаются, оказываются весьма формальными, а формы этих критериев – весьма странными. Почему российские ученые, чтобы засвидетельствовать свой профессиональный уровень, должны обязательно публиковаться в системе Scopus, в еще нескольких произвольно выбранных информационных системах, да еще желательно и на английском языке? Ведь гуманитарные дисциплины более прочих связаны с родным языком, им, прежде всего, необходимо развивать собственную систему печатных форм, проводить международные научные события. То, что проходит проверку здесь, может претендовать на перевод и публикацию. Причем, логично было бы иметь печатные издания совместно с иностранными партнерами, которые могли бы обеспечить адекватный, качественный перевод, обязательно выполненный с участием носителей языка. Не следует быть зависимым от милостей иностранных журналов, и, тем более, не нужно являться в них с корявыми, дурно написанными текстами, потому что отнюдь не все гуманитарии, которые даже очень хорошо говорят на иностранном языке, могут на нем действительно хорошо писать. Подобные вещи не только не повышают престиж науки, но и понижают его.

IMG_7225.jpg

Наряду с проблемой адекватной экспертной оценки, которая поддерживалась бы эффективным менеджментом, стоит и проблема независимости этой экспертной оценки. Система должна быть публичной, быть разумно свободной от ориентации на требования получения грантов, которые часто диктуют научную моду и создают иллюзию обновления науки.

Очень важным моментом деятельности отечественных гуманитариев является интерпретация и развитие ими отечественной традиции, осмыслению которой в последние годы уделяется очень много внимания в РГГУ. Перевод с других языков и усвоение чужих идей не может обеспечить отечественной науке мировой статус в той мере, в которой может это сделать развитие собственной традиции, имеющей мировое признание. Именно обсуждение русского вклада в гуманитарные науки, в первую очередь, может стать и уже становится поводом к организации в нашей стране и в нашем университете научных исследований и научных событий. В настоящий момент роль гуманитарных наук, гуманитарного образования существенно возрастает. В частности, нам представляется очень актуальной задача воспитания и укрепления пошатнувшейся в постсоветские годы любви к русскому языку, к русской литературе, русской духовной культуре в целом. Русский язык является одним из наиболее богатых по своим возможностям и коммуникативно совершенных инструментов межличностного и межнационального диалога, и об этом следует помнить всегда».

IMG_7472.JPG

Декан факультета истории, политологии и права РГГУ А.П. Логунов, в свою очередь, выразил уверенность в том, что «Гуманитарные чтения» и далее пройдут с не меньшим накалом интеллектуализма. «Я не могу не отреагировать на некоторые идеи в выступлениях коллег, которые блестяще здесь представляли свои позиции, - подчеркнул Александр Петрович. – Сегодня День рождения университета, и я не могу не вспомнить некоторые события, которые этому предшествовали. Всё началось с известного «Письмо девяти», когда к Генеральному секретарю ЦК КПСС обратились 9 человек с предложением создать в Советском союзе университет по выращиванию новой элиты, без которой невозможно было далее осуществлять и проводить необходимые преобразования. Это письмо было очень характерным, потому что в нем были заложены некоторые принципы РГГУ номер один: университета, претендующего на элитарность, и университета, претендующего на выращивание новой элиты. Потом цели несколько поменялись, университет номер один стал университетом номер два и мы стали решать задачу, скажем так, подготовки массового количества гуманитариев. Камерность и элитность стали уходить. Так или иначе, мы действительно стали центром, который объединил вокруг себя многие очаги гуманитаристики и тем самым вывел гуманитарное знание на новый качественный уровень. А вот сегодняшний день, конечно, очень специфичен. Что бы мы ни говорили о внимании или о невнимании к гуманитарному знанию, сегодня гуманитаристика стоит перед качественным рубежом. И для меня эти новые качества определяются пятью параметрами. На первое место выступает, конечно, экспертиза, потому что требуется, прежде всего, экспертное гуманитарное знание. Об этом говорили многие. Неважно, в какой сфере: строим ли мы новые заводы или создаем новое вооружение, - требуется гуманитарная экспертиза. На втором месте – аналитика и аналитические качества. На третьем месте – поиск истины, но понимая его в гуманитарном плане. На четвертом – идеологизм. И на пятом месте, конечно, красота или эстетика гуманитарного знания. Как этого реализовать, с помощью чего? Разные периоды рождают разные типы ответов. Но следует понимать, что сегодня мы вынуждены решать все эти проблемы в обстановке, наверное, самого глубокого, самого сильного, трудно разрешаемого кризиса».

IMG_7370.JPG

Доктор технических наук, профессор, руководитель Отделения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере РГГУ В.К. Финн в начале своего выступления предупредил, что его соображения относительно гуманитарного знания «несколько перпендикулярны тому, что было сказано». «Я полагаю, что ХХ век был специфически охарактеризован выдающимися научными революциями, - подчеркнул Виктор Константинович. – Это квантовая механика и теория относительности, это молекулярная биология, это прорыв в космос и, наконец, проявление компьютерной цивилизации, как сейчас говорят, цифровая экономика, или, как говорили раньше, – информационное общество. Возникли новые средства экспериментирования, проведения исследований, которые ставят новые задачи перед научным языком. И если в естественных и точных науках есть такой язык, есть средство представления знаний, то, к сожалению, в гуманитарных и социальных дисциплинах он отсутствует. Отсюда первая задача гуманитарного образования – формулировка и реализация ядра точного рассуждения и создания средств представления гуманитарных знаний, языка, который мог бы создавать возможность перевода из одной гуманитарной дисциплины в другую. Без этого применения компьютерных технологий невозможно.

IMG_7559.jpg

Появляются новые гуманитарные дисциплины. Таковыми являются биоэтика, компьютерная лингвистика, методы применения искусственного интеллекта в разных областях, в том числе, в криминалистике. Следовательно, мы должны задуматься относительно переформулировки основных принципов гуманитарного образования. На мой взгляд, нужно создавать циклы гуманитарного образования: социально-экономический, исторический, культурологический и филологический, и, наконец, когнитивный. Внутри этих циклов должно быть основное профессиональное ядро, кроме того, необходимо взаимодействие между этими циклами. Разумеется, это непростая задача, и ее конкретная реализация, по-видимому, может быть осуществлена, если мы будем создавать продвинутые группы, в которых бы пилотным образом создавалась новая система образования.

Для современных гуманитарных дисциплин существенен так называемый критерий демаркации, то есть оценка рассуждения, с помощью которой мы можем установить обнаружение эмпирических закономерностей. Именно поэтому возникла новая среда, среда экспериментирования, и то, что сейчас называется big data, – это один из вызовов для современной гуманитарной науки. Думаю, что одним из важнейших вопросов является преподавание логики и анализа данных для всех гуманитарных дисциплин. В связи с этим надо создать специальные группы, которые бы могли определять разумность применения точных методов в разных гуманитарных дисциплин. Следует отметить, что РГГУ был первым университетом, где начали преподавать методы искусственного интеллекта и где, благодаря поддержке Ефима Иосифовича Пивовара, был создан Учебно-научный центр интеллектуальной робототехники. Более того, мы создали систему математического и информационного образования для социологов, но она, к сожалению, рухнула с переходом на болонскую систему.

IMG_7108.JPG

Поэтому одной из первостепенных задач является возвращение к точным методам рассуждения – это различные разделы математики и логики для специфических задач гуманитарных дисциплин. У социологов одна система образования, у юристов другая, у лингвистов третья, но это все новые педагогические вызовы, которые надо решать, поскольку в противном случае мы существенно отстанем в гуманитарном образовании, которое сейчас нуждается в точных методах, в применении компьютерных систем высокого уровня. Таковой опыт имеется в направлении исследования искусственного интеллекта, о котором сегодня много говорят. Но это более тонкая профессиональная область, и реальные возможности искусственного интеллекта для различных гуманитарных дисциплин – отдельная тема. Единственное, что я хотел бы сказать, что прошедшие научные революции перед гуманитарными дисциплинами поставили некоторую задачу, новый вызов. Пусть совершится и новая революция в гуманитарном знании, которое овладеет точными методами. Тогда можно будет говорить о том, что гуманитарные дисциплины начали влиять на общество более эффективно. А для того, чтобы произошла новая компьютерная революция, надо усиливать гуманитарное образование, в РГГУ – прежде всего».

IMG_7423.JPG

Основатель культурологической школы РГГУ, заведующая кафедрой истории и теории культуры факультета истории искусства Г.И. Зверева предупредила коллег о том, что будет выступать «с позиции академического оптимизма». «Когда я получила программу “Гуманитарных чтений 2018”, я взяла программы предыдущих лет и провела первичный сравнительный анализ содержания, анализ тех тенденций, которые прослеживаются на протяжении ряда лет, - рассказала Галина Ивановна. – Этот анализ убедил меня в том, что мы можем смотреть на мир за стенами университета вполне оптимистично. Заметно не количественное, а качественное приращение интеллектуальных сил и интеллектуального потенциала. Наш университет сосредотачивает и вовлекает в себя мощные силы, у нас проводятся очень масштабные международные конференции, эффект от которых в академическом мире достаточно заметен. И это, конечно, повышает нашу академическую репутацию не только в России, но и в Европе, и в США.

Другая тенденция, на которую я обратила внимание при анализе этих программ, тоже очень отрадная. Мы много говорим и даже где-то нередко девальвируем понятие междисциплинарности, но я бы отметила, что вес подобных междисциплинарных конференций, в точном значении этого слова, возрос. Важно, что в наших научных конференциях все больше участвуют не только аспиранты, но и студенты. И научные конференции студентов уже не выглядят как специфические интеллектуальные гетто. Сейчас на крупных научных конференциях на равных выступают и маститые преподаватели, ученые, и совсем молодые исследователи, которые демонстрируют только первые успехи в исследовательской работе. Развивая тему междисциплинарности, стоит подумать о возвращении на каком-то новом уровне к практике постоянно действующих семинаров, проводимых не только между дисциплинами, но и между нашими подразделениями. И это станет одним из первых шагов к тому, чтобы социально-экономический блок, социально-гуманитарный и тому подобные блоки знаний, которые формируются в нашей среде, обозначили собой новую реальность».

«Гуманитарные чтения» РГГУ продлятся до 19 июня 2018 года. С программой можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Подробнее о событии Вы можете прочитать по ссылкам:

1. Вестник Кавказа. Гуманитарные чтения в РГГУ

2. Вестник Кавказа. Ефим Пивовар: "Гуманитарные чтения РГГУ" соединяют вузовскую и академическую науку

3. Вестник Кавказа. Валерий Тишков: От отсутствия этики больше всего пострадали гуманитарные науки



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru