Новости - РГГУ.РУ
Новости
26.03.2018

«Абсурд, гротеск и фантастика в визуальных измерениях: поэтика и рецепция в культуре»: IX межвузовская студенческая научная конференция

В Институте филологии и истории РГГУ 15 и 16 марта 2018 года прошла IX межвузовская студенческая научная конференция «Абсурд, гротеск и фантастика в визуальных измерениях», организованная проектом «Гуманитарные встречи» (студенческое научное общество ИФИ) и спецсеминаром «Визуальное в литературе» под руководством С.П. Лавлинского и В.Я. Малкиной.

IMG_8322.JPG

В конференции приняли участие студенты всех уровней (от первого курса бакалавриата до последнего курса магистратуры) и аспиранты из РГГУ, МГУ, ГИТИС, ВШЭ, ТГПУ, СПБГУ, ТюмГУ, НГПУ, ВГУ, ИСл РАН и даже МинГЛУ. Как и в прошлые годы, география конференции оказалась разнообразной: Москва, Санкт-Петербург, Тула, Тюмень, Новосибирск, Воронеж, Минск.

IMG_8324.JPG

Заседание открыли руководители спецсеминара «Визуальное в литературе» Виктория Яковлевна Малкина и Сергей Петрович Лавлинский. Обратившись со вступительным словом к участникам, они напомнили об истоках конференции и её традициях, а также подчеркнули сходства и различия в научных понятиях абсурда, гротеска и фантастики, указав на важность изучения именно визуальной их составляющей и на отличие тематики данной конференции от прошлогодней, посвященной исключительно гротескному и фантастическому.

IMG_8327.JPG

Прозвучавшие доклады оказались связаны между собой и, так или иначе, перекликались. При этом участникам, использовавшим широкий спектр методологий, удалось с разных точек зрения подойти к проблеме изучения абсурда, гротеска и фантастики в различных видах искусства и не только: в кинематографе, литературе, театре, живописи, и даже в настольных играх и спортивной одежде. В итоге, после всех докладов и дискуссий, оказалось возможным выявить целый спектр сквозных мотивов и сюжетов конференции.

IMG_8337.JPG

Так, многие участники рассматривали в своих работах феномен трансгрессии. Мария Самаркина (РГГУ) в открывшем конференцию докладе «Трансгрессия в кино, живописи и фотографии» рассказала, чем различается переход границы между мирами, когда герой оказывается в кинофильме, в картине или в фотографии. На этом же феномене сконцентрировалась и Полина Пустовалова (РГГУ), но уже в рамках одного литературного произведения – рассказа С. Кржижановского «Четки». В докладе Виктора Непши (СПБГУ) «Приемы конструирования абсурдного в кинематографическом» на примере фильма канадского режиссера Г. Мэддина «Запретная комната» был рассмотрен принцип визуализации кумулятивного перехода в абсурдистском кинематографе, но уже не в альтернативные миры, а между сюжетами.

IMG_8339.JPG

Еще один доклад, посвященный исключительно кино, рассматривал феномен изображения призрака в «странном» кинематографе Г. дель Торо (Марат Шабаев (СПБГУ)). К проблеме изображения фантастических существ в искусстве обратилась и Инар Искендирова (МГУ) в докладе «Стратегии изображения инопланетян в фантастике: научный подход против фантазии». Проблему научно-фантастического на примере романа Джека МакДевитта «Полярис» затронул также Александр Авагян (МГУ), который рассказывал о раздвоении канала коммуникации в данном произведении.

IMG_8343.JPG

Тема затрудненной коммуникации, которая является характерной чертой поэтики абсурда, стала своеобразным лейтмотивом конференции. Так, языковой абсурд был центральной темой доклада Даниила Провалова (РГГУ) «Проблема гротеска и абсурда в речи “безумных” персонажей Достоевского». К проблеме речи, точнее, ее отсутствия, обратилась Александра Канапина (Москва) докладе «Гротеск молчания в фильмах “Андрей Рублев” А. Тарковского и “Персона” И. Бергмана». Логичным продолжением этой темы стало выступление Алины Соломоновой (СПБГУ), которая говорила об «очеловечивающей» функции речи (доклад «Двоящееся слово: роль коммуникативного гротеска в киносюжете о чревовещателе и его кукле»).

IMG_8346.JPG

Что касается словесного искусства, то на конференции были представлены доклады, посвященные всем трем литературным родам. Исследования, рассматривающие драматургию, смогли нарисовать, пусть и пунктирно, картину исторического развития гротеска, абсурда и фантастики в пьесах. Так, Ольга Савченко (Москва) обратилась к романтической теории фантастического и исследовала «Шекспировых духов» В. Кюхельбекера как практическое воплощение этой теории. Екатерина Титова (РГГУ) нашла истоки русскоязычной поэтики абсурдного в драматургии К. Пруткова, впрочем, оговорив, что там абсурд выступает не как основополагающий принцип поэтики, а как прием для создания пародии. Анастасия Лясникова и Софья Жукова (РГГУ), показали, как конфликт проявляется в классической абсурдистской драматургии, на примере «Елизаветы Бам» Д.Хармса, а Инга Монхбат (РГГУ) выявила точки пересечения реальной и «ирреальной» реальности в современной отечественной драматургии.

IMG_8348.JPG

Несколько докладов было посвящено лирике. Анастасия Булатова (РГГУ) в докладе «Гротескно-фантастическая образность в цикле Н. Заболоцкого “Городские столбцы”» рассказала о мотиве еды как способе создания гротескно-образного мира, Полина Лозицкая (СПБГУ) – об абсурде в ленинградской неподцензурной поэзии, экспериментальных текстах Л. Аронзона и творчестве Хеленуктов. Бурное обсуждение вызвал доклад Натальи Шарышовой (ТГПУ), посвященный американской поэзии – «Гротескная реализация концептуальной метафоры “утроба матери – могила” в поэзии С. Плат», рассказывающий о мифологических истоках данного мотива в культуре и о феномене женской телесной метафоры. Это исследование положило начало еще одному сквозному мотиву конференции – соотношение мужского / женского в поэтике абсурда и гротеска. Данная линия была продолжена, в частности, в докладе Матвея Щетинкина (РГГУ) «Гротескно-фантастическая мотивировка сюжета в новелле Ф. Рота “Грудь”», а также неоднократно возникала в дискуссиях.

IMG_8357.JPG

Проблема детского и взрослого тоже не осталась без внимания. Диана Бекетова (ТюмГУ) в докладе, посвященном поэзии А. Гиваргизова, исследовала функции абсурда в детской литературе. Аналогичной проблеме – разграничения «детского» и «взрослого», но уже применительно к гротеску – был посвящен доклад Екатерины Леоновой (РГГУ) «“Детский” и “взрослый” гротеск в творчестве Ю. Олеши (“Три толстяка” и “Зависть”)».

IMG_8360.JPG

Исследование эпики продолжила Анастасия Муратова (РГГУ). В исследовании «Визуально-фантастические аспекты исторического времени в романе Е. Водолазкина “Авиатор”» она рассматривала проблему воплощения исторического хронотопа в литературном произведении посредством фантастических элементов. Гротескное «оборотничество», мотив хтонического страха рассматривала Александра Гуськова (РГГУ) в докладе «Поэтика фантастического в рассказе М. Галиной “Ригель”». Исключительно на теме гротеска сосредоточила свое внимание Евгения Вялкова (ВШЭ) в докладе «Гротеск в романе Ю. Мамлеева “Шатуны”», рассказав об особенностях поэтики так называемого «гибридного гротеска» и теоретически обосновав данное понятие. Напротив, абсурд, в частности, оптика абсурда, оказались в центре внимания Анастасии Дроздовой (ТюмГУ), проанализировавшей с этой точки зрения рассказ В. Набокова «Королек».

IMG_8369.JPG

Алина Отинова (НГПУ) рассказала о приемах деформации образа человека в творчестве Д. Хармса (доклад «Категория телесности в «Случаях» Хармса»), где абсурд и гротеск оказались сосуществующими друг с другом. То же сосуществование абсурдного и гротескного (как образа мира и как способа противостояния этому миру) было затронуто в докладе Александры Бабушкиной (РГГУ) «Гротеск и абсурд в художественном мире “Воспоминаний” Н. Тэффи».

IMG_8373.JPG

Впервые на наших конференциях материалом для докладов послужили восточноевропейские литературы. Светлана Кожина (ИСл РАН) выступила с докладом «Поэтика абсурда как способ демаскирования чехословацкой действительности в произведениях Б. Грабала», а Анастасия Пономарева (ВГУ) рассказала о пространственной манифестации абсурда на примере творчества польского писателя С. Мрожека.

IMG_8383.JPG

Мари Мелкумян (РГГУ), обратившаяся к англоязычной литературе, исследовала феномен ментальной трансгрессии (доклад «Гротескный хронотоп «психиатрической лечебницы» в романе “Регенерация” П. Баркер»). Также тему ментальных деформаций, но уже в пространстве масс-медиа, осветили Ольга Рывкина и Виктория Косенко (РГГУ), рассказавшие о визуальной поэтике сериала «Черное зеркало».

IMG_8387.JPG

Маргарита Семенова (ВШЭ) в докладе «Гротеск, сатира и ирония в романе Э. Берджесса “Заводной апельсин” и его экранизации» рассказала о способах визуализации литературы в кинематографе. Проблема визуального воплощения художественного мира литературного произведения рассматривалась даже на примере настольной игры в докладе Марии Шудейко (МинГЛУ) «Эффект присутствия и визуализация “Мифа Ктулху” Г. Лавкрафта через настольные игры».

IMG_8392.JPG

Некоторые докладчики рассматривали абсурд, гротеск и фантастику не как исключительно эстетические феномены, а как исторические и современные реалии. Зоя Бороздинова (ГИТИС) выступила с единственным в этом году докладом о живописи – «Абсурд, гротеск и фантастика в художественной практике Третьего Рейха», продемонстрировав «странность» «реалистического» искусства нацистской Германии и сравнив его с авангардным. Варвара Ильичева (РГГУ) исследовала проблему мистификации истории как абсурдистской практики на примере кинофильма «Два капитана – 2». А Екатерина Кулиничева (Москва) задалась вопросом «действительно ли нам нужно быть такими?» в докладе «Гротеск, фантастика, абсурд как визуальные стратегии в олимпийской парадной униформе», где исследовала, как данные явления проявляются сегодня в перформативных практиках.

IMG_8419.JPG

В завершение конференции состоялось вручение благодарственных писем участниками и организаторам, а также коллективная рефлексия и подведение итогов. Это позволило считать мероприятие состоявшимся, систематизировать все (или большую часть) сказанного, наметить дальнейшие перспективы исследований в данной области.

IMG_8430.JPG

По материалам конференции будет издан сборник статей, также вскоре будут доступны видеозаписи докладов (за новостями всегда можно следить в группе «Визуальное в литературе» вКонтакте).

IMG_8435.JPG

Конференция «Абсурд, гротеск и фантастика в визуальных измерениях» отличалась, как было многократно отмечено участниками и гостями, высоким уровнем организации, предварительным информированием слушателей и докладчиков о круге обсуждаемых проблем, материалах предстоящих докладов и, как следствие, активным включением их в совместный диалог и продуктивной дискуссией, которая заинтересовала и объединила людей с различными научными интересами. Уверены, что традиция студенческих конференций в РГГУ будет продолжаться.

IMG_8439.JPGIMG_8443.JPGIMG_8463.JPGIMG_8495.JPGIMG_8515.JPGIMG_8519.JPGIMG_8538.JPGIMG_8542.JPGIMG_8547.JPG

Анастасия Лясникова


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru









Версия для печати