РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Ностальгическое в фантастическом обсудили на факультете культурологии
04.05.2024

Ностальгическое в фантастическом обсудили на факультете культурологии

4 мая состоялась встреча участников семинара факультета культурологии РГГУ «Фантастическое в популярной культуре». Она стала первой из запланированного блока семинаров, посвященных ностальгии по произведениям конца XX – начала XXI вв. в жанре фантастики и фэнтези, а также тому, как откликаются на эту ностальгию создатели культурной продукции. 


На семинаре был представлен доклад А.В. Тарасовой «Ностальгическое в фантастическом и фантастическое в ностальгическом», основным объектом рассмотрения в котором стал выпущенный 15 августа 2023 г. полнометражный анимационный фильм «Вавилон 5: Дорога домой». Он представляет собой продолжение к культовому американскому телесериалу «Вавилон-5» (1993-1998) – классическому примеру «космической оперы», вокруг которого сформировалось международное фанатское сообщество, не утратившее активности и спустя тридцать лет после премьеры сериала. Кратко остановившись на сюжете сериала 1990-х, его основных персонажах и фигуре создателя как оригинального «Вавилона-5», так и анимационного фильма 2023 – Джозефа Майкла Стражински, ведущая семинара обратилась к «реставрирующей» и «рефлексирующей» ностальгии, которые С. Бойм определяет как тенденции, позволяющие «придать форму и смысл тоске». Эти определения помогают увидеть в анимационном фильме и визуальные и сюжетные решения, направленные на создание у ностальгирующей аудитории впечатление воссоздания знакомых мест и образов (вплоть до почти буквального воспроизведения некоторых кадров из телесериала), и хорошо считываемые сигналы, указывающие на невозможность возвращения к «Вавилону-5» 1990-х. 

Само повествование, на первый взгляд кажется довольно незамысловатым: один из центральных персонажей сериала, Джон Шеридан, вынужден пережить несколько скачков во времени – то в будущее, то в прошлое, а также посетить несколько параллельных миров, где события телесериала развиваются иначе. Это позволяет как включить в сюжет фильма основных героев сериала (в том числе и тех, кто уже не может появиться в игровом фильме, поскольку исполнявших эти роли актеров уже нет в живых), так и показать зрителю-фанату максимальное число ключевых локаций сериала. Но более тщательное осмысление повествования, созданного автором эпопеи про космическую станцию «Вавилон-5», обнаруживает его достаточно сложную структуру. Заложенная в нарратив возможность иного взгляда на основную сюжетную линию и отсутствие явных признаков того, что какой-то из представших на экране параллельных миров можно определить как принадлежащий той же фикциональной реальности, в которой разворачивалось действие сериала ставят под сомнение даже фигуру главного героя – тот ли это Шеридан, по которому тоскует аудитория или его двойник из параллельного мира? Но вместе с тем демонстрация альтернативных вариантов сюжета, знакомого по оригинальному сериалу, а также доказанная анимационным фильмом возможность «омолодить» и даже «оживить» персонажей поддерживают у целевой аудитории надежду на новую встречу – хотя бы с альтернативным «Вавилоном-5» и его командой.

 «Вавилон -5: Дорога домой», таким образом, по мнению докладчицы, представляет собой и наглядный пример ностальгического повествования, созданного в первую очередь для фанатов сериала тридцатилетней давности, и образец успешного использования приемов, возможных только в жанре фантастики, для поддержания ностальгической рефлексии – как зрительской, так и авторской. Предложенные в докладе тезисы побудили участников семинара к дискуссии о ностальгии по несуществующему месту – межпланетной станции из сериала 1990-х гг., о включении сериальных повествований в личный опыт зрителя, о том, насколько обесценивает, и обесценивает ли подобные ностальгические переживания коммерческий характер объекта этих переживаний, и о том, какие достоинства телевизионного «Вавилона-5» обеспечили ему столь долговременную любовь его почитателей.

Текст: А. В. Тарасова
Фото: А. В. Тарасова