05.06.2018

80 лет назад по Ижевску проехал первый трамвай

Какие вагоны стали визитной карточкой Ижевска, где проложили рельсы для скоростного трамвая и почему в годы войны в вагонах пришлось делать дополнительную дверь?

Мало какой вид транспорта пользуется в Ижевске такой же любовью, как трамвай. Разноцветные вагоны надежны и практически бесшумны, в них не пахнет бензином, внутри уютно, а с недавних пор еще и относительно тепло. Они ходят по расписанию, которое легко узнать в Интернете, а в «час пик» их пассажиры практически избавлены от необходимости стоять в пробках. Наконец, мало какой транспорт так прекрасно вписывается в городской пейзаж, как типично ижевский красно-желтый трамвай. О нем мы сегодня и поговорим, благо повод отличный - 80 лет с того момента, как первый вагон с пассажирами проехал по улицам Ижевска. 


Каким был первый маршрут?


Первый ижевский трамвай. Снимок 1935 года.

Первый трамвай в Ижевске «вышел в линию» 18 ноября 1935 года в 9 утра. Открывала движение водитель Мария Ивановна Рязанова. Маршрут № 1 начинался от Ястребовского переулка и шел до переулка Вятского (сейчас это улица Кирова). Линия была однопутной, и трамваи разъезжались в районе современной улицы Ленина. Через год маршрут продлили, и трамваи стали ходить от Казанского вокзала (современная остановка «Хозяйственная база») до парка имени Кирова. 

В первый день по городу курсировали два вагона, которые за 11 часов работы перевезли больше 2300 пассажиров. Всего же за первый год городские трамваи перевезли 3,6 миллиона пассажиров. Для сравнения – сейчас общественный транспорт города перевозит столько же за 3-4 дня. Проезд в 1930-х стоил 5 или 10 копеек в зависимости от расстояния. 

Трамвай стал транспортом для раненых.

В Великую Отечественную войну в зданиях ижевских школ работало несколько десятков эвакогоспиталей. Раненых солдат и офицеров привозили в город на Казанский вокзал, а оттуда развозили по госпиталям. 

-  Бывало так: только закончили смену, а диспетчер объявляет: «Прибыл поезд с ранеными». И всю ночь мы возили раненых на трамваях, - вспоминала Антонина Шамшурина, с 1940 года работавшая кондуктором. - Даже специальную дверь делали, чтобы носилки было удобно укладывать в вагонах. Раненых возили в школы, расположенные вблизи трамвайных линий, в госпиталь возле парка культуры и отдыха. Однажды к нам принесли женщину в летной форме. Была она без обеих ног, и сопровождающего при ней не было. Мы ее возили в несколько школ, и нигде не принимали – не было женских палат.

В надежде на честность пассажиров.

В 1960-х Ижевск одним из первых отказался от кондукторов в трамваях. В вагонах маршрута № 3 поставили металлические ящики, куда пассажиры бросали плату за проезд. Никаких билетов при этом не было. Метод себя не оправдал: за проезд платили только самые честные горожане. Кроме того, нельзя было проконтролировать, все ли деньги из ящика попадают в кассу. Тогда придумали кассы-копилки, которые позволяли оторвать билет, но далеко не все пассажиры при этом оставляли в такой кассе деньги.

И все равно профессия кондуктора уходила в прошлое из-за дефицита кадров: зарплаты в отрасли были меньше, чем на заводах. В 1970 году последний в Ижевске трамвайный кондуктор Вера Шляпина закончила работу. После этого ее сумка для сбора выручки отправилась в музей. Тогда никто не мог предположить, что через 30 лет профессия возродится. 


Вместо метро – скоростной трамвай.

В начале 1980-х власти страны все чаще стали смотреть на Запад и размышлять, как можно приблизить облик советских городов к европейским. В Ижевске предлагали даже создать метро. Воплотить идею в жизнь не удалось, зато получилось открыть в нашем городе линию скоростного трамвая.



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru






Все об институте

Научно-исследовательская работа факультета

Поступающим

Обучающимся

Студентам:

Мастерские