Сергей Подосенов

Сергей Подосенов

«Вы можете верить во что угодно, но главное – делать это искренне …»

Сергей Подосенов – сотрудник сайта деловой газеты rb.ru, выпускник факультета журналистики РГГУ 2005 года. Талантливый журналист и просто интересный собеседник, он рассказал на о том пути, который нам только предстоит.

– Здравствуйте, Сергей! Большое спасибо Вам за эту встречу.

– Вам спасибо за то, что пригласили!

– Для начала, самый банальный, но от этого не менее интересный вопрос: почему журналистика? Как Вы к этому пришли?

– На самом деле это произошло довольно-таки случайно, если можно так сказать. Конечно, интерес к профессии, которая связана с коммуникациями, общением с людьми, возник у меня еще в школе, но каких-то конкретных мыслей о журналистике, как о будущей профессии, у меня не было. После окончания школы пришло время выбирать, и я поступил в РГГУ на факультет религиоведения и отучился там год. К слову, это было действительно интересно, мне всегда хотелось узнать, во что верят люди и почему. Закончив в 2001 году первый курс, я узнал, что у нас появился факультет журналистики. Время было подходящее: второй курс – хотелось попробовать что-то новое, найти себя в чем-то еще. На тот момент, на журфаке еще ничего не было, был только Петр Эрикович, он стоял у руля всего этого процесса. Я просто зашел на факультет посмотреть, проведать, но тут меня встретила заместитель декана по учебной части и предложила прямо сразу пройти в кабинет и написать заявление, если я собираюсь переводиться. А я тогда об этом даже не думал, да и сроки приема документов уже прошли. У себя на курсе я был одним из лучших студентов, меня даже не хотели отпускать, но в итоге все разрешилось благополучно, и я поступил на второй курс новообразованного факультета журналистики.

– Спонтанные решения, зачастую, оказываются самыми правильными. Вы не пожалели впоследствии о том, что перевелись?

– Нет, не пожалел. Религия – очень интересная вещь, но журналистика, вам об этом еще не раз скажут, - совсем другое, ей нельзя научиться, можно только получить практические навыки: как писать статью или брать интервью, например, или как вести себя в кадре. Можно быть журналистом, не имея профильного образования – это ни для кого не секрет. Но в ВУЗе вам покажут и расскажут о тех тонкостях, о которых знают лишь профессионалы. А дальше все зависит только от вас: «журналиста кормят ноги», как говорят. Не все с этим справляются, многие ребята с моего курса ушли из журналистики в пиар, рекламу, потому что это более стабильно и денежно, особенно, если мы говорим про политический пиар. Хотя сейчас, в мое время это было не так явно, границы медийной сферы разрастаются и размываются. Мы сталкиваемся с конвергенцией СМИ, и теперь каждый может быть журналистом, хочешь писать – веди блог, огромные возможности интернета тебе в помощь!

– Расскажите про Ваши студенческие годы. Наверняка, у Вас были любимые предметы, любимые преподаватели, которые и помогли приобрести те самые практические навыки.

– Конечно, были. Операторское мастерство, так как мне нравилось снимать, а в университете появилась возможность научиться этому на более серьезном уровне, литература с Давидом Марковичем Фельдманом и Оксаной Ивановной Киянской. Также, у нас было сценарное мастерство, которое вел Г.М. Фрумкин. Процесс был очень интересным: он давал нам идею, а нашей задачей было – развить ее в конкретный видеоряд. К сожалению, этот преподаватель вел у нас не слишком долго. И, конечно же, стоит вспомнить Александра Евгеньевича Бовина, который говорил нам: «Хороший журналист – это высокопрофессиональный дилетант». Журналист должен знать все понемногу и уметь ориентироваться в потоке информации, начиная от светской хроники в бульварных газетах, заканчивая котировками индекса Доу-Джонса.

– Но это же совсем разные сферы. Журналисты ведь всегда имеют четкую специализацию, разве нет? Спортивный комментатор вряд ли будет писать о парижской неделе моды, а обозреватель шоу-бизнеса – о встрече российского президента с иностранным послом.

– Конечно, нет, но дело немного в другом. В мое время, например, все девочки хотели попасть на канал «Культура», и это, правда, очень увлекательно, и меня самого всегда интересовало искусство, но канал не резиновый! А людям нужна работа, к тому же, данный контент не предназначен для широкой публики, людям не нужна информация, им нужны эмоции, что-то новое, яркое, впечатляющее. Именно поэтому огромного успеха добился Габриелянов со своим проектом ‘Lifenews.ru’, как не цинично бы звучало, но сразу вспоминается избитый жаргонизм начала 90-х годов.

– Было бы интересно узнать про Ваш творческий путь после окончания университета.

– Мой путь извилистый. Когда я выпускался, я не был отличником, я не зарекомендовал себя как очень усидчивый и увлеченный человек. Как я уже говорил, мне была интересна культура, но я еще не понимал, чего именно хочу: писать, снимать или работать на радио. Я знал, что обладаю неплохими навыками письма, то есть могу складывать слова в предложения, предложения в абзацы, а абзацы в некий текст. Также, у меня был литературный, общественный и научный бэкграунд. Но я еще находился в раздумьях насчет своей будущей профессии. Просто в студенческие годы мне казалось, что пятый курс – это так далеко, но я ошибался: все случилось внезапно, быстро, энергично.

– У нас всего четыре курса – бакалавриат.

– На самом деле, я «за». На мой взгляд, такая система позволяет вам понять, чего вы хотите. Вы заканчиваете бакалавриат, и у вас есть высшее образование, а дальше вы можете двигаться, куда угодно: захотите – продолжаете учебу, нет – можно работать и учиться одновременно.

– Кем Вы устроились работать сразу после выпуска?

– Я не хотел идти работать в желтизну, в «желтую прессу». Был вариант попробовать себя на телевидении, в криминальной хронике, но я был молодым мальчиком, с романтической настроенностью, мне хотелось творить. И я поддался в кино, в сериалы.

– То есть, первая Ваша работа была связанна с сериалами?

– Она была не первая. До этого я начинал работать в разных местах, но мне многое не нравилось, то есть у меня происходил некий «поиск себя». И я пошел в сериалы. Сначала я был тем, для кого вообще не нужно было мое высшее образование: я был физиком, носил лампы. Позже я стал помощником режиссера. Но вскоре выяснилось, что я недостаточно хорош в этой сфере, да и мне нужно было что-то другое, более эстетическое. В общем, с этим делом у меня не сложилось. А тут еще мне пришлось на год уехать на «Малую Родину», в республику Коми, в город Ухта, где мои навыки, в принципе, никому не были нужны. А я должен был писать и, желательно, о чем-то интересном. В это время мне очень помог мой бывший школьный учитель, который, к тому времени, уже стал заместителем кафедрой в нашем местном ВУЗе: он взял меня преподавателем, я начал вести журналистику таким же ребятам, как и вы.

– Ничего себе! А что за ВУЗ?

– УГТУ – Ухтинский Государственный Технический Университет.

– Какой предмет Вы преподавали?

– На самом деле, я много чего преподавал: основы журналистики, историю литературы, историю журналистики, деловую этику. Проблема была в том, что, во-первых, у меня не хватало преподавательского опыта, то есть была постоянная импровизация, а, во-вторых, у меня была крайне плохая организационная база: не хватало учебной и методической литературы. Также, не только мои навыки в гуманитарной сфере не нужны были в Ухте, так как это индустриальный город, где ценится газ, нефть, лес, а не гуманитарные науки, но и таких, как я, было довольно-таки много.

– Кем Вы устроились после окончания преподавательской деятельности?

– Тогда было дорого жить в Москве (по словам социологов, «Москва – высокий порог входа»), поэтому я уехал в Санкт-Петербург. Там я быстро нашел работу в издании «Деловой Петербург», меня взяли новостником, то есть я оформлял ленту новостей, каждые пятнадцать минут вбивал в конвейер пару абзацев, взятых, допустим, с «РИА Новостей». Скажем так: это было не совсем то, чего я тогда хотел, и через полгода я ушел оттуда и устроился работать в антикварный журнал «Русский антиквариат»: это, как раз, история искусств, обзор аукционов, живопись, культура – то, что было очень интересным и вдохновляющим для меня.

– В настоящее время это издание существует?

– Сейчас нет, так как журнал обанкротился.

– У нас, к сожалению, особенно не ценят искусство, у нас нет большого спроса на СМИ с такой направленностью.

– Да нет, на самом деле, просто, чтобы сделать журнал об искусстве, нужно много денег. Тем более, на искусстве не разбогатеешь: это нужно делать качественно, кропотливо, серьезно.

– К тому же, это не для всех.

– Да, такие издания для довольно-таки узкой аудитории. И для того, чтобы они долго существовали, нужна хорошая база и богатые спонсоры.

– Это точно. Какая у Вас была должность, когда Вы работали в «Русском антиквариате?»

– Я был журналистом - обозревателем. Но через какое-то время я решил переключиться совершенно на другую сферу – корпоративное издание ‘MLM’ (‘Multilevel marketing’). Работа непыльная и, по питерским меркам, неплохо оплачиваемая, к тому же, у меня было достаточно свободного времени. Но позже я понял, что Питер для меня уже маловат, и вернулся сюда, в Москву.

– Что ждало Вас здесь?

– Я вернулся в 2009 году, в самый разгар кризиса, то есть работы вообще не было. Весь московский гламур, кроме совсем раскрученных издательств, закрывался. Я пытался попасть на телевидение, на канал «Культура», но не сложилось. Далее какое-то время я был без работы, а потом устроился в «Правда.ru». «Правда.ru» - это холдинг Вадима Горшенина, совершенно «прокремлевский» холдинг. Он работает на администрацию президента, то есть это политическая пропаганда, причем не самого высокого уровня. А я занимал оппозиционные позиции. Как же я начал там работать? Сначала я занимался проектом ‘Georgia times’ – антигрузинская пропаганда, «анти Саакашвили». У нас была такая философия: « мы за грузин, но против президента Грузии». А в скором времени у нас был введен либеральный дискурс, в котором начал развиваться ресурс ‘NewsInfo’ – не такой уж откровенно провластный, более взвешанный – где мои услуги оказались востребованными.

– Там уже, наверное, стало интереснее работать?

– Да, конечно. Я в самом издании «Правда.ru» не работал никогда. Я работал в холдинге «Правда.ru», но в других ресурсах: ‘Georgia times’ и ‘NewsInfo’. ‘NewsInfo’ больше подходил под мои взгляды, так как там можно было поднимать более острые вопросы политической жизни и даже критиковать власть. Но через какое-то время, в связи с политическими переменами, мои услуги опять оказались невостребованными, и я начал работать над другим проектом в «Правда.ru» с бизнес-тематикой: «Bigness.ru». Это деловые СМИ, где, опять-таки, запрещалась какая-либо критика правительства. Прошло немного времени, и я решил снова попробовать себя в чем-то другом, открыть для себя больше нового и интересного. Сейчас я работаю на сайте деловой газеты газеты ‘Rb.ru’. Можете почитать.

– Мы Вас послушали, а ведь, на самом деле, Ваш путь был тернистым! Скажите, а что для Вас вообще значит журналистика?

– Технически журналистика – это передача информации, по возможности, объективно, профессионально и не искажаемо. Также, гражданская свобода – совершенно не пустой звук для меня, я за свободу слова, свободу самовыражения и свободу совести в творческой деятельности журналиста.

– Вы за свободную журналистику?

– Да, конечно! Правда, я понимаю, что сейчас со свободой плохо, не то что, например, в 90-е годы. И я считаю, что если вы серьезно настроены быть журналистами, то лучше попробовать себя в западных СМИ, в западной школе.

– Вы считаете, что западная школа лучше, чем наша?

– Она не то, чтобы лучше, она относительно свободнее. Также, я считаю, что нет российской сложенной школы журналистики, в принципе. Раньше была советская школа – это школа правды, пропаганды и известий того времени. Сейчас у нас есть школа «желтой журналистики», но реальной российской школы, к сожалению, нет. Есть отдельные люди: Сванидзе, Киселев, Парфенов, - отдельные лидеры, но цельного института нет.

– Скажите, Сергей, а есть у Вас какие-нибудь любимые газеты, журналы, радиостанции, телевизионные передачи? Откуда Вы вообще предпочитаете черпать информацию?

– В первую очередь, я читаю деловые СМИ: «Большой город», «РБК», «Ведомости», «Сноб», так как именно эти издания мне кажутся наиболее правдивыми и увлекательными. Из радиопрограмм я, конечно же, выделаю «Эхо Москвы». А насчет телевизионных передач – я не смотрю телевизор, у меня его даже нет. А если иногда и выдается минутка оказаться перед экраном, то я понимаю, что могу смотреть только ‘EuroNews’.

– Какими качествами, по-Вашему должен обладать профессиональный журналист? Какие черты характера могут помешать добиться успеха в этой профессии?

– Любая общественная деятельность связана с компромиссами: компромиссом со своей совестью, с корпоративными или общегосударственными интересами. Компромиссы нужны всегда. Вопрос вот в чем: до какого уровня вы готовы их допустить? Хороший журналист, прежде всего, не должен допускать компромисса со своей совестью. Вы можете верить, во что угодно, но делать это искренне.

– По Вашему мнению, в деятельности журналиста также важна и искренность?

– Искренность по отношению к самому себе. Ну и, конечно же, оригинальность журналиста, какая-то особая «изюминка».

– Есть ли какие-то личностные качества, которые недопустимы в нашей профессии?

– Я могу назвать только одно такое качество – занудство, потому что любой журналист должен уметь быть не скучным и интересным. Но, опять-таки, что для одного человека увлекательно, для другого может быть занудным и ужасно скучным, поэтому, прежде всего, надо заинтересовывать именно ту аудиторию, на которую рассчитаны Ваши статьи, передачи, радиопрограммы.

– Что Вам не нравится в Вашей профессии?

– Из минусов: это не особо большая зарплата и некий страх, потому что нельзя говорить то, что действительно важно, если это противоречит мнению политических деятелей и выше поставленных органов. А из плюсов: живость, новая информация, новые люди. На самом деле, я потому и работаю в журналистике, так как, для меня, здесь плюсов намного больше, чем минусов.

– Это самое главное! У нас остался последний вопрос. Какие у Вас будут пожелания нынешним студентам факультета журналистики РГГУ?

– Какие у меня будут пожелания? Я абсолютно уверен, что преподаватели, работающие в РГГУ, сделают из вас качественных профессионалов в плане навыков, и, я надеюсь, что позже вы сможете правильно эти навыки использовать и применять в своей будущей деятельности. Но самое главное, будьте честны перед своей совестью и оставайтесь сами собой! Вы молодые и интересные, и у вас обязательно все получится!

– Спасибо Вам большое за Ваши пожелания и за то, что согласились встретиться с нами и рассказать нам столько нового и увлекательного! Мы, в свою очередь, желаем Вам удачи в Вашей карьере и творческой деятельности!

– Спасибо, Вам того же!

Анна Стоцкая и Анна Гутникова,

студенты факультета журналистики

Института Массмедиа РГГУ



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru