Анонсы - РГГУ.РУ
Анонсы
kentavr_banner_021.jpg

Совместно с книжной лавкой "У Кентавра", издательством "Ад Маргинем" и курсом ХПМТ РГГУ запускаем серию экспериментальных ридинг-групп по теории и истории современного искусства.

Последние несколько лет развития современного искусства в российских институциях указывают на растущую значимость культурной медиации. Становится важным не только само произведение искусства и способы его презентации, но и присутствие этого произведения в дискурсивном пространстве интерпретаций, которое расширилось и фрагментировалось в постцифровой ситуации. Роль медиаторов, экскурсий и обсуждений близка проблеме интерфейса, играющего роль навигации в массиве больших данных. Однако зачастую модели этих интерфейсов разрабатываются в отрыве от их пользователей: посетителям выставок предлагается система знания, разработанная вне самой ситуации встречи с искусством. При этом, тексты об искусстве зачастую выступают как внешние к ситуации искусства инструменты, непроницаемые для критики. Создавая формат экспериментальных ридинг-группп, мы хотели бы не применять обсуждаемые тексты к полю искусства, а напротив, расщеплять и критиковать их, критически ориентируясь в знании, которое они предлагают. Выработанная в искусстве традиция медиум-рефлексивности сегодня позволяет понимать чтение и обсуждение в контексте, в определенной телесной, идеологической и общественной ситуации.

Идея экспериментальных ридинг-групп заключается в том, чтобы по ходу взаимодействия с текстами переопределить формат коллективного чтения, сформулировать собственную карту чтения и навигации по миру современного искусства и способ его интерпретации. В качестве отправной точки мы возьмем текст Бориса Гройса "В потоке", касающийся проблем искусства в эпоху интернета. Совместно мы решим, как его читать, какой темп обсуждения выбрать и сколько встреч для этого потребуется. Сам формат чтения и комментирования будет постоянно ставиться под вопрос и изменятся исходя из специфики текстов и желаний участников. Из этой установки можно выделить максиму – знание рождается изнутри ситуации, а не накладывается на ситуацию извне. Интерес к современному искусству должен вырабатывать для себя подходящие способы познания, а не заимствовать готовые формы из академического дискурса.

Модератор: Борис Клюшников – философ, историк искусства, специалист в области методологии искусствознания, преподаватель кафедры кино и современного искусства #РГГУ, Института "База" и Школы Родченко.

Ридинг-группы будут проходить каждый понедельник в 19.00 в книжной лавке "У Кентавра".

Страница мероприятия в FB


Гуманитарные среды на Чаянова. Можно ли увидеть утопию?
17 октября, среда, 19.00

Гость проекта - автор книги «В союзе с утопией. Смысловые рубежи позднесоветской культуры» (Новое литературное обозрение, 2018) Ирина Каспэ - предлагает рассматривать утопию как своего рода секулярное трансцендентное, категорию, которая позволяет понять, как поднимались экзистенциальные вопросы, как разрешались кризисы мотивации, целеполагания, страха смерти в посттоталитарном, изоляционистском и декларативно секулярном позднесоветском обществе. Мы поговорим о том, как утопическое входит в жизнь человека и начинает определять смыслы его повседневного существования? Каковы механизмы рецепции утопического и что именно позволяет понять о позднесоветском обществе разговор в терминах «утопии» и «утопического видения»? И, наконец, о том, сохраняется ли эта «компенсаторная» роль утопии в обществе постсоветском?


  • Ирина Каспэ - кандидат культурологии, независимый исследователь, автор книги «В союзе с утопией. Смысловые рубежи позднесоветской культуры»;
  • Александр Марков - Факультет истории искусства РГГУ.

Модераторы:

*О проекте: встреча проводится в рамках междисциплинарного проекта гуманитарных встреч «Среда на Чаянова», который объединил усилия Центра новейшей русской литературы, Высшей школы европейских культур и Факультета истории искусств РГГУ. Цель этого проекта - обсуждение - поверх дисциплинарных и цеховых барьеров - трансформаций, которым подвержены все стороны современной культурной реальности.

Регистрация

Страница мероприятия в FB



Прошедшие мероприятия


kentavr_banner_022.jpg

12 октября на второй встрече курса “Введение в чтение Лакана” обсудим текст “Функция и поле речи и языка в психоанализе”, известный также как “Римская речь” (доклад был зачитан в 1953 году на Римском конгрессе романоязычных психоаналитиков).

Этот программный для Лакана текст обозначил разногласия философа и его соратников с IPA (МПА, Международной психоаналитической ассоциацией), сформулировав новые ориентиры в момент острых разногласий внутри французской психоаналитической группы.

Пожалуй, центральный лейтмотив текста задан в его начале: “всякая речь требует себе ответа”. Помогая разобраться, что это за ответ в случае психоанализа, Лакан настойчиво проводит в “Римской речи” различие между воображаемым и символическим регистрами психоаналитического опыта – иначе говоря, между Эго и субъектом бессознательного, – и указывает, что без этого различия психоаналитик рискует затеряться в нарциссических миражах пациента – и упустит возможность подступиться к вопросу о его желании. Вопрос о различии символического и воображаемого будет одним из центральных для учения Лакана 50-х годов.

Также в “Римской речи” Лакан делает психоанализу прививку философией Гегеля – при помощи гегелевской оптики предлагает пересмотреть вопросы об интерсубъективности в психоанализе, о позиции аналитика, о желании признания, о смерти.

В занятии участвуют:

  • Inga Metreveli - психоаналитик, член Новой Лакановской Школы и ВПА, PhD по психоанализу (университет Париж 8);
  • Глеб Напреенко (Gleb Napreenko) - психоаналитик; искусствовед, автор (вместе с Александрой Новоженовой) книги “Эпизоды модернизма”;
  • Олег Никифоров (Oleg Nikiforov) - кандидат философских наук, издатель семинаров Лакана на русском языке, координатор проекта Letterra.org;
  • Михаил Страхов (Mikael Strakhov) - психоаналитик, член Всемирной психоаналитической ассоциации.

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_024.jpg

Гуманитарные среды на Чаянова. «Повороты» в теории гуманитарного знания: к чему ведут и как происходят?
10 октября, среда, 19.00

На «повороты» в теории гуманитарного знания можно смотреть как на серию конкретных событий в гуманитарной методологии второй половины ХХ века. Можно воспринимать тематику «поворотов» как приглашение задуматься о стабильности, динамике, кризисах и самих принципах существования научного канона – будь то в методологии гуманитарных дисциплин, в преподавании, в книгоиздании и т.д. Наконец, повороты могут происходить не только «в индустрии» различных гуманитарных дисциплин, но и «в головах» многих читателей, способных из «правоверных» историков, филологов и философов становиться «реформаторами» или даже «ересиархами». Отправной точкой в нашем обсуждении «поворотов» станет книга Дорис Бахманн-Медик «Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре» (Новое литературное обозрение, 2017; первое издание – 2006).

Участники обсуждения:

  • Галина Зверева – доктор исторических наук, профессор, декан Факультета культурологи РГГУ, член Ученого совета РГГУ;
  • Андрей Павлов – научный редактор перевода.

От проекта «Гуманитарные среды на Чаянова»* во встрече принимают участие:

  • Евгения Воробьева (Вежлян) - Центр новейшей русской литературы РГГУ;
  • Александр Марков - Факультет истории искусства РГГУ.

Модератор - Аркадий Перлов - директор МУНЦ «Высшая школа европейских культур» Факультета культурологи РГГУ http://www.rsuh.ru/vshek/ , доцент МУНЦ ВШЕК.

*О проекте: встреча проводится в рамках междисциплинарного проекта гуманитарных встреч «Среда на Чаянова», который объединил усилия Центра новейшей русской литературы, Высшей школы европейских культур и Факультета истории искусств РГГУ. Цель этого проекта - обсуждение - поверх дисциплинарных и цеховых барьеров - трансформаций, которым подвержены все стороны современной культурной реальности.

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_023.jpg

9 октября в книжной лавке «У Кентавра» пройдет презентация книги Алекса Громова «СССР. Мифы, фейки, парадоксы» (издательство «Икс-Хистори»)

Это сборник зарисовок, посвященных известным события или личностям советского времени.

Автор исходит из идеи, что СССР был очень разным в разные периоды своего существования. История его была, безусловно, выдающейся.

Но помимо этого, история СССР обросла огромным количеством позитивных и негативных мифов. И новые мифы все время складываются. Восприятие события могло быть сильно преувеличенным (в ту или другую сторону) по сравнению с реальной историей.

Цель Алекса Громова состоит в том, чтобы обратиться к первоисточникам и поставить идеализированную (в смысле не восторженную, а в платоновском) историю Советской державы на почву реальных фактов.

В обсуждении книги участвует два спикера (не считая слушателей):

  • Алекс Громов – автор книги, известный историк, писатель, радиоведущий. Автор документальных исследований, посвященных выдающимся военачальникам Великой Отечественной войны и ее почти безвестным героям, государственным деятелям недавнего и весьма далекого прошлого, а также основанных на органичном сочетании исторической правды с художественным вымыслом повестей и рассказов, вошедших в сборники «Империум», «Милитариум», «Историкум» и другие;
  • @Ольга Шатохина – редактор книги;
  • Константин Залесский — российский историк, журналист, автор большого числа работ, главным образом биографических справочников. Многочисленные публикации 2000-х годов по истории Третьего Рейха выходили с его участием: он был либо их редактором, либо автором предисловия, либо рекомендовал их к печати, либо был инициатором издания и т. д. В 2013 году стали издаваться мемуары военачальников Третьего рейха, откомментированные и отредактированные Константином Залесским, снабжённые аннотированным указателем и предисловием.

kentavr_banner_020.jpg

5 октября 2018 года - презентация книги Дмитрия Олеговича Швидковского «От мегалита до мегаполиса: Очерки истории архитектуры и градостроительства», которая состоится в книжной лавке «У кентавра», по адресу: РГГУ, Миусская площадь, д. 6, корп. 6.

Способна ли архитектура не нарушать гармонию природы? Что важнее в произведении зодчества: «полет» души или техническое совершенство? О чём и каким образом архитектура способна «говорить»? К какому типу относится русская архитектура — к восточному или западному? Эти и другие вопросы мы обсудим на презентации. Вы услышите о наиболее важных и интересных эпохах архитектуры, памятниках, выдающихся мастерах. Стоунхендж и Рим, Париж и Лондон, Москва и Звенигород, Барселона и Чикаго — вот ключевые точки, сквозь которые ведет читателя повествование.

Дмитрий Швидковский — доктор искусствоведения, историк архитектуры, ректор Московского архитектурного института.


kentavr_banner_017.jpg
kentavr_banner_019.jpg
kentavr_banner_018.jpg
kentavr_banner_016.jpg
kentavr_banner_015.jpg
kentavr_banner_014.jpg
kentavr_banner_013.jpg
kentavr_banner_012.jpg
kentavr_banner_011.jpg
kentavr_banner_010.jpg
kentavr_banner_009.jpg
kentavr_banner_008.jpg
kentavr_banner_007.jpg
kentavr-banner-006.jpg
banners12.jpgkentavr_banner_003.jpg kentavr_banner_003.jpg
kentavr_banner_002.jpg
kentavr_banner_001.jpg



Версия для печати