российский
государственный
гуманитарный университет

Книжная лавка "У Кентавра"   У Кентавра Анонсы мероприятий
На будущие мероприятия можно подписаться на https://kentavr.timepad.ru/

Прошедшие мероприятия


kentavr_banner_039.jpg


Есть эпохи, когда стихотворение не только существует сугубо приватно, но и собой эту приватность олицетворяет: стихи читаются про себя, и это чтение требует сосредоточенной тишины, особого рода интимности. Есть эпохи, когда поэзия выходит на площади и стадионы, и устный модус ее существования становится более заметен. Стихи исполняются и поэтами, и актерами, собирают аудитории. Именно такие эпохи обычно остаются в памяти литературы как «поэтические». Вот и сейчас читающий поэт стал фигурой привычной, особенно для молодежной аудитории, которая зачастую предпочитает онлайн-запись с авторским исполнением стихов – традиционной поэтической книге. Но этот «звучащий» модус существования поэзии требует совсем другого языка для своего осмысления и описания. Какие для этого есть ресурсы у наук, занимающихся литературой? Что делать с поэтическими исполнениями литературной критике?

Книга «Звучащая художественная речь. Работы Кабинета изучения художественной речи (1923–1930)» (издательство «Три квадрата») показывает, как эти проблемы ставились и решались в 1920-е годы в Государственном институте истории искусств.

От проекта «Гуманитарные среды» участвуют*:

О проекте: Встреча проводится в рамках междисциплинарного проекта гуманитарных встреч “Среда на Чаянова”, который объединил усилия Центра новейшей русской литературы, Высшей школы европейских культур и Факультета истории искусств РГГУ.

Цель этого проекта – обсуждение – поверх дисциплинарных и цеховых барьеров – трансформаций, которым подвержены все стороны современной культурной реальности.

Страница мероприятия в FB

Страница мероприятия в VK

kentavr_banner_040.jpg


27 декабря, в четверг, в книжном У Кентавра пройдет презентация первого выпуска Бюллетеня Лаборатория художественной критики.

В сборник вошли тексты Анатолия Осмоловского, Бориса Клюшникова, Константина Бохорова, Александры Шестаковой, Егора Софронова, Вика Лащенова, Марианны Кручиновой, Саши Грач, Романа Балабанова, Анастасии Хаустовой, а также переводы работ Алена Бадью «Субъект искусства» и Вилема Флюссера «Перекодировка» с комментариями Бориса Клюшникова, Константина Бохорова и Анатолия Осмоловского.

Бюллетень — новое периодическое издание по искусству, критике и теории, которое издается Лабораторией художественной критики и планируется к выходу три раза в год. Издание будет выходить по завершении каждого триместра (журнал привязан к образовательной программе Лаборатории) по результатам конференции и объединяет тексты докладов, переводы с комментариями авторов Бюллетеня и, наконец, тексты лаборантов. Каждый выпуск будет сопровождать специальный художественный проект.

Лаборатория художественной критики Винзавода (совместно с институтом «База») — новый проект Фонда поддержки современного искусства Винзавод с собственной годовой образовательной программой.

В презентации примут участие:

kentavr_banner_041.jpg


В пятницу, 28 декабря, в книжной лавке «У Кентавра» состоится презентация книги Георгия Чернавина «Непонятность само собой разумеющегося» (Москва, Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2018).

Насколько мы понимаем и осознаем сами собой разумеющиеся вещи? Нам якобы всегда уже ясно – где мы, кто мы и что происходит. Здравый смысл говорит нам: «Мир всегда уже здесь, а мы – люди в мире». Или, как пишет Дмитрий Пригов, «керосин – это жидкость такая, смерть — это состояние тела такое, пупырышки — это штучки такие, правда — это категория такая». Констатация таких вещей ничего нам не дает в их постижении. Очень легко встать на накатанную колею, где нет никаких вопросов. Где всё и так ясно само собой и не требует дальнейших объяснений. А с какой стати всё это разумеется само собой? А можно ли иначе?

Книга философа Георгия Чернавина посвящена разбору одного из ключевых мотивов феноменологической философии. По словам одного из героев книги «заниматься феноменологией — значит пытаться ухватить несамопонятное в само собой разумеющемся». Понимает ли хоть кто-то до конца то, что считается само собой разумеющимся? Книга предлагает непривычную перспективу, в которой само собой разумеющееся предстаёт проблемой. И тогда уже всякая самопонятность указывает на загадку, на завораживающую непонятность. Самопонятности, ставшие проблемами, принципиально по-новому размечают наш мир.

В презентации примут участие:

kentavr_banner_037.jpg

В пятницу, 21 декабря, участники курса "Введение в чтение Лакана", следуя за многочисленными вопросами слушателей о психоанализе психозов, обратятся к статье Лакана "О вопросе, предваряющем любой возможный подход к лечению психоза". В этом тексте Лакан суммирует свой семинар, посвящённый психозу судьи Даниэля Пауля Шребера, а также делает ряд дополнительных замечаний и выдвигает ряд новых концепций, выходящих за пределы семинара. Опираясь на "Мемуары нервнобольного" Шребера и на посвящённый им клинический очерк Фрейда, сам будучи психиатром по образованию, Лакан формулирует здесь фундаментальные идеи своего дальнейшего учения – о символической функции отца (отцовской метафоре), о её связи с фаллическим значением и об отбрасывании (форклюзии) Имени Отца как основе психоза. Как и всегда, предлагаем слушателям самостоятельно прочесть этот текст, чтобы обсудить его вместе.

Текст статьи в переводе Александра Черноглазова можно прочесть по ссылке.

В занятии участвуют:

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_038.jpg

22 декабря, в субботу, в книжной лавке «У Кентавра» состоится дискуссия, посвященная биографии и теоретическому наследию австрийского писателя и художника Рауля Хаусмана (1886-1971) – одного из самых ярких и деятельных представителей берлинского дадаизма и межвоенного европейского авангарда. Хаусман экспериментировал с фотомонтажом, создавал художественные инсталляции, работал с фонетической поэзией, писал прозу. Одновременно, он внес очень значимый вклад в теорию и философию искусства.

Дискуссия приурочена к выходу в издательстве «Гилея» сборника теоретических работ Хаусмана «По мнению дадософа». В сборник, который стал первым изданием работ Хаусмана на русском языке, вошли манифесты и статьи, написанные им в Германии (1918–1932), а затем во Франции (1946–1970). В приложениях – стихи Хаусмана, его переписка с Ги Дебором, посвящённое ему стихотворение Ильязда.

В рамках встречи речь пойдет об истории публикации книги, художественном и теоретическом наследии Хаусмана, его взглядах на искусство, контекстах творчества и месте художника в искусстве XX века.

В презентации примут участие:

Страница мероприятия в FB

Страница мероприятия в VK

kentavr_banner_035.jpg

Сюжет электроакустического выступления разворачивается сквозь очередность развития технических медиумов письменной культуры. Перформанс воссоздаст звуковые структуры, не требующие понимания музыки как фиксированной последовательности партитур. Большинство объектов, задействованных в выступлении, основываются на рецепции разных систем письменности в пространстве книжного магазина.

Выступление Георгия Орлова обращается к звуковым экспериментам авангарда XX века, акцентирующим внимание на звуке как форме, структуре и пространстве. Идеология концерта посвящена практикам группы «Fluxus» 1970-х и музыке минимализма, повлиявших на развитие истории музыки, открывших новое эстетическое поле для работы со звуком и создавших такие явления, как «конкретная» музыка, звукопись и звуковая поэзия. В каждом аспекте этих художественных акций происходил разрыв сенсуального восприятия у зрителя через смещение основ медиумов художественных искусств. Отныне музыка концептуально осмыслялась не только как нотация или партитура, но и как некая звуковая среда, способная существовать автономно.

Посредством вышеперечисленных экспериментов перформанс возрождает аудиальные нарративы, сопутствующие книге в каждой исторической эпохе. Звуковые ландшафты выступления станут явлениями истории письменности, так как сам звук станет объектом ушедших практик.

Важным контекстом для перфоманса является сам магазин «У Кентавра» с его особыми знаковыми единицами и аудиторией. Ведь именно книжное пространство станет окружением, через которое звуки выйдут из рамок наших собственных микрозвуковых событий и станут достоянием всеобщего слушания. Перформанс ставит своей целью вовлечение слушателей в звуковое пространство, прямое взаимодействие с аудиторией и формирование коллективного опыта прослушивания книг как телесного события собственной звуковой памяти.

Сюжет перформанса:

  1. Каменное перо (15 мин) – Звуки (всегда цифровые и акустические): вода, лес, болото, птицы. Основные: камень и клинопись.
  2. Живое перо (10 мин) – Звуки: книги, листки и т.п + натуральное извлечение звуков книг. Основные: перо и ручка.
  3. Металлическое перо (15 мин) – Звуки: индустриализации, шумы, балки и т.п. Основные: печатная машинка, клавиатура и мышь.
  4. Успокоение (10 мин) – Звуки: книг и совместный перформанс.

Георгий Орлов – студент 4 курса факультета культурологии РГГУ. Занимается исследованиями звука и аудиальной культуры в рамках направления «Sound studies». Модератор и лектор научного семинара «Культурные прогулки: аудиовизуальные исследования городской среды» (кафедра культурологии РГГУ). Основатель проекта «Сны Нави». В музыкальной сфере преимущественно занимается шумовой деятельностью.

Помощником в перформансе выступит Дмитрий Бубинский – участник проекта «Старый мох».

Лекционную часть поддержит Константин Дудаков-Кашуро – кандидат культурологии, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Высшей школы художественных практик и музейных технологий РГГУ. Специалист по искусству и литературе немецкого и итальянского авангарда, автор исследований и выставок по истории раннесоветской шумовой культуры; куратор, сотрудник «Музыкальной лаборатории».

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_036.jpg

На этот раз наша «среда» посвящена проблематизации субъекта в феноменологической философии. Что значит — быть самим собой? Значит ли это, что я могу определить сам себя — раз и навсегда? Являюсь ли я хозяином своих мыслей, сувереном своей собственной смысловой вселенной? Или же суть моего «я» в том, чтобы меняться, расти, преображаться — в общении с другими, во встрече с произведением искусства, в обещании и прощении, в исповедальном рассказе о себе? Мир, другой, искусство делают меня иным. Но переставая быть заложником своей идентичности, я не хочу оказаться в рабстве анонимных смысловых структур, стремящихся определить меня и мое место в мире. Как перестать быть самим собой, чтобы стать самим собой в полном смысле слова?

Отправной точкой в нашем обсуждении радикального преобразования субъекта станет книга Анны Ямпольской «Искусство феноменологии» (Рипол-Классик, 2018).

Участники встречи:

О проекте: Встреча проводится в рамках междисциплинарного проекта гуманитарных встреч “Среда на Чаянова”, который объединил усилия Центра новейшей русской литературы, Высшей школы европейских культур и Факультета истории искусств РГГУ.

Цель этого проекта – обсуждение – поверх дисциплинарных и цеховых барьеров – трансформаций, которым подвержены все стороны современной культурной реальности.

Страница мероприятия в FB

Страница мероприятия в VK


kentavr_banner_029.jpg

Вечером 23 ноября участники курса “Введение в чтение Лакана” еще раз обратятся к его работе “Функция и поле речи и языка в психоанализе” и разберут с опорой на текст те ее фрагменты, которые покажутся им наиболее интересными или загадочными. Особое внимание планируется уделить третьей главе, где Лакан поднимает вопросы о роли времени и денег в психоанализе, о неврозе навязчивости и об истерии, о смерти и желании признания. Ведущие курса постараются ответить на вопросы слушателей, возникшие на предыдущей встрече, и очень ждут новых вопросов и комментариев по тексту от всех желающих!

Доклад Лакана “Функция и поле речи и языка в психоанализе”, известный также как “Римская речь”, был зачитан в 1953 году на Римском конгрессе романоязычных психоаналитиков.

Этот программный для Лакана текст обозначил разногласия мыслителя и его соратников с IPA (МПА, Международной психоаналитической ассоциацией), сформулировав новые ориентиры в момент острых разногласий внутри французской психоаналитической группы.

Пожалуй, центральный лейтмотив текста задан в его начале: “всякая речь требует себе ответа”. Помогая разобраться, что это за ответ в случае психоанализа, Лакан настойчиво проводит в “Римской речи” различие между воображаемым и символическим регистрами психоаналитического опыта – иначе говоря, между Эго и субъектом бессознательного, – и указывает, что без этого различия психоаналитик рискует затеряться в нарциссических миражах пациента – и упустит возможность подступиться к вопросу о его желании. Вопрос о различии символического и воображаемого будет одним из центральных для учения Лакана 1950-х годов.

Также в “Римской речи” Лакан делает психоанализу прививку философией Гегеля – при помощи гегелевской оптики предлагает пересмотреть вопросы об интерсубъективности в психоанализе и о позиции аналитика.

Полную версию перевода работы Жака Лакана “Функция и поле речи и языка в психоанализе” можно прочесть тут.

В занятии участвуют:

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_033.jpg

21 ноября в 19:00 в книжной лавке #УКентавра состоялась презентация книги Татьяны Пластовой «Аркадий Пластов. “От этюда к картине”. Статьи, воспоминания, материалы» (издательство «Кучково поле». Серия «Языки искусства»), посвященной публикации исследований, документов, писем, автобиографий, статей художников, скульпторов, архитекторов.

Увлечение Пластова церковной живописью, изучение этнографии сибирского края, влияние французской школы, штудирование классических сюжетов и итальянские этюды — вот немногие источники стиля художника, известного «соцреалиста» и «мастера заказной тематической картины».

В книге публикуется переписка Пластова (с женой, сыном, Мартиросом Сарьяном, Михаилом Нестеровым), автобиография художника, воспоминания Виктора Киселева и Гелия Коржева.

«Поэтика Пластова, записанного многими искусствоведами в художники одной деревни и бытописатели советского времени, — говорит Татьяна Пластова, — в действительности отнюдь не предполагала “правдивого, исторически конкретного отражения действительности”. Это была уже сложившаяся в русском искусстве “поэтика метафор”, особый мир, где “фактографическая основа жизни, ее внешняя форма и структура (“натура”) составляли лишь сырой материал, из которого <…> придумывалось и делалось все остальное — поэтика, структура и форма искусства”»

Участники встречи:

От проекта «Гуманитарные среды на Чаянова» выступят:


kentavr_banner_034.jpg

20 ноября в 19 часов в магазине «У Кентавра» состоялась презентация книги «Живописный детектив: Расследования и находки», недавно вышедшей в издательстве «Кучково поле». Никакого криминала: это книга о расследовании 24 исторических загадок, в ходе которого обретают имена и биографии герои живописных и графических портретов XVIII - начала XX века.

Автор книги - Семен Экштут, доктор философских наук, руководитель Центра истории искусств и культуры Института всеобщей истории РАН, заместитель шеф-редактора исторического научно-популярного журнала «Родина».

Ведёт презентацию главный редактор издательства «Кучково поле» Георгий Эдуардович Кучков.

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_031.jpg

«Популяризация» – одно из тех слов, которые сейчас передают «дух времени». Вокруг нее ведутся горячие споры. Одни считают, что сложность экспертного знания невозможно передать без потерь, и значит – не способствуют ли популяризаторы распространению знания фейкового? Другие горячо отстаивают необходимость просвещения и выступают против «экспертного снобизма». Эти дискуссии ведутся и в поле литературной критики.

Мы решили поговорить о «критиках-снобах» и «критиках-популяризаторах» и попробовать понять, совместима ли позиция «популяризатора хорошей литературы» с производством осмысленного и литературно ценного высказывания? Должны ли мы в своих критических высказываниях играть на стороне читателя-непрофессионала, учитывая его вкусы и реакции и даже их имитируя? Или наша задача – поднять публику до себя? А может быть – есть и такая точка зрения – «если нужно объяснять, то не нужно объяснять»?

Участники встречи:

От проекта «Гуманитарные среды на Чаянова» выступят:

Модератор: Евгения Вежлян (Воробьева) – куратор проектов куратор проектов Центра новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ.

Следите за новостями – состав участников уточняется!

*О проекте: встреча проводится в рамках междисциплинарного проекта гуманитарных встреч «Среда на Чаянова», который объединил усилия Центра новейшей русской литературы, Высшей школы европейских культур и Факультета истории искусств РГГУ. Цель этого проекта - обсуждение - поверх дисциплинарных и цеховых барьеров - трансформаций, которым подвержены все стороны современной культурной реальности.

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_032.jpg

16 ноября #УКентавра прошла встреча с автором 4-х томной фундаментальной работы «История внешней политики Российской империи» (издательство «Кучково поле»), кандидатом исторических наук Олегом Айрапетовым.

Исследование охватывает XIX век и начало XX-го. Четвертый том, вышедший в этом году, посвящен политике Николая II от его воцарения в 1894 году и до начала Первой мировой войны.

В связи с темой внешней политики, хочется вспомнить две цитаты: одну из Ленина: «Внешняя политика — продолжение внутренней», а вторую – прусского военного теоретика генерала Карла фон Клаузевица: «Война – это продолжение политики другими средствами». Оба высказывания отражают тот факт, что внешняя политика связана с внутренней, а дипломатия – с возможностью применения вооруженной силы. Работа Олега Рудольфовича Айрапетова рассматривает внешнюю политику как комплексное явление, неразрывно связанное с процессами, проходящими внутри государства.

На презентации мы поговорим с нашими спикерами об основных тенденциях внешней политики на протяжении охваченного исследованием периода, причинах изменения ее направленности, роли в историческом процессе российских императоров и их видения России в мире.

Участники встречи:


kentavr_banner_028.jpg

«Метафизические основные начала учения о добродетели» – вторая часть позднего кантовского сочинения «Метафизика нравов». Кант завершает здесь обсуждение философско-правовых вопросов, предпринятое в первой части «Метафизики нравов», и представляет в новом виде моральную философию, разработанную в предыдущих произведениях «Основоположение к метафизике нравов» и «Критика практического разума».

Вторая часть пятого тома двуязычного собрания сочинений Канта на русском и немецком языках завершает многолетнюю работу, начатую под редакций профессоров Н.В. Мотрошиловой (ИФРАН) и Б. Тушлинга (Университет г. Марбурга) еще в начале 90-х годов ХХ века и продолженную профессорами А.Н. Кругловым (РГГУ), Б. Дёрфлингером (Университет г. Трира) и Д. Хюнингом (Университет г. Трира). Первый том этого собрания сочинений был опубликован в 1994 году, пятый том завершен в 2018 году.

Презентация нового издания Иммануила Канта «Метафизика нравов» и завершение работы над пятитомным двуязычным собранием сочинений философа дает возможность обсудить современные переводы Канта на русский язык и различные подходы к философскому переводу, русско-немецкое философское сотрудничество, обросшее многочисленными клише и предрассудками восприятие кантовской философии в России, дискуссионное соотношение этики и права в философии Канта, а также степень актуальности кантовской философии в современной политической и философско-правовой мысли.

Участники встречи:

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_030.jpg

31 октября в 19.00 в книжной лавке #УКентавра состоится презентация второго тома книги доктора философских наук Валерия Подороги «Рождение двойника» (Издательская группа РИПОЛ классик).

Настоящее издание представляет собой второй том фундаментального проекта аналитической антропологии литературы «МИМЕСИС». В рамках проекта на материале одной из ведущих традиций русской литературы XIX-XX веков (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Платонов, А. Белый, Д. Хармс и А. Введенский) прослеживается становление идеи произведения. Второй том, «Рождение двойника», посвящен анализу литературы Федора Михайловича Достоевского.

Участники встречи:

О проекте: Встреча проводится в рамках междисциплинарного проекта гуманитарных встреч "Среда на Чаянова", который объединил усилия Центра новейшей русской литературы, Высшей школы европейских культур и Факультета истории искусств РГГУ. Цель этого проекта – обсуждение – поверх дисциплинарных и цеховых барьеров – трансформаций, которым подвержены все стороны современной культурной реальности.


kentavr_banner_026.jpg

Сегодня, когда речь заходит о «современной философии», мы слышим уже даже не о Деррида или Бодрийяре, а о спекулятивном реализме, акселерационизме, темной экологии, возрождении феноменологии или аналитической философии. В этой ситуации Жорж Батай (1897-1962) – это фактически позавчерашний день, музейная диковинка: очередной «предтеча постмодернизма», не-такой-уж-и-радикальный литератор, неудавшийся ученый, мистик-ретроград. Несмотря на это, ясного ответа на вопрос, «о чем Батай» и что в его мысли главное, до сих пор нет, и нам остается только раз за разом встречаться с ним в самых неожиданных контекстах: среди источников того же акселерационизма, в теориях фотографии, порнографии и литературы, в исследованиях религии, в новых мутных концепциях «темного материализма» или трактатах по этике. Если философию Канта или же Гегеля можно уместить в одну фразу, то с французским мыслителем этого пока не получается.

«Святая негативность» – попытка эту «фразу» найти и представить Батая как религиозного мыслителя, который пытался разрешить единственную проблему: «Что мне делать с собой сейчас?» Для этого ему потребовалось изобрести собственную теорию религии, центральное место в которой отведено насилию. Однако нужна ли кому-то сегодня эта теория целиком или по частям? Способна ли она что-нибудь объяснить или высветить в новом качестве? Наконец, зачем нужен нам этот мыслитель сегодня – если, конечно, все-таки нужен?

Свои точки зрения на эти вопросы представят:

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_027.jpg

Руины, интерес к которым в Западной культуре возникает в последней четверти XVIII века, тесно связаны с формированием современного исторического сознания. При этом важно, что руина – это не только физический объект. Чтобы по-настоящему воспринять руину, необходим особый настрой, определенным образом выстроенное переживание. Есть ли место для этого типа опыта сегодня? Как связаны руина и фотография как тип изображения?

Разговор с Оксаной Гавришиной, специалистом по культурной истории визуальности и культурной памяти, будет строиться вокруг книги Андреаса Шёнле «Архитектура забвения: руины и историческое сознание в России Нового времени» (Редакция журнала «Новое литературное обозрение», 2018). Обсуждение коснется и ряда визуальных примеров, в частности, будут рассмотрены фотографии Бориса Смирнова, сделанные в блокадном Ленинграде.

Модератор: Аркадий Перлов – директор МУНЦ «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии, доцент МУНЦ ВШЕК.

О проекте: Встреча проводится в рамках междисциплинарного проекта гуманитарных встреч “Среда на Чаянова”, который объединил усилия Центра новейшей русской литературы, Высшей школы европейских культур и Факультета истории искусств РГГУ. Цель этого проекта – обсуждение – поверх дисциплинарных и цеховых барьеров – трансформаций, которым подвержены все стороны современной культурной реальности.

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_025.jpg

Гость проекта – автор книги “В союзе с утопией. Смысловые рубежи позднесоветской культуры” (Новое литературное обозрении) Ирина Каспэ– предлагает рассматривать утопию как своего рода секулярное трансцендентное, категорию, которая позволяет понять, как поднимались экзистенциальные вопросы, как разрешались кризисы мотивации, целеполагания, страха смерти в посттоталитарном, изоляционистском и декларативно секулярном позднесоветском обществе. Мы поговорим о том, как утопическое входит в жизнь человека и начинает определять смыслы его повседневного существования? Каковы механизмы рецепции утопического и что именно позволяет понять о позднесоветском обществе разговор в терминах “утопии” и “утопического видения”? И, наконец, о том, сохраняется ли эта “компенсаторная” роль утопии в обществе постсоветском?


Модератор - Евгения Вежлян (Воробьева) - Центр новейшей русской литературы РГГУ

О проекте: Встреча проводится в рамках междисциплинарного проекта гуманитарных встреч “Среда на Чаянова”, который объединил усилия Центра новейшей русской литературы, Высшей школы европейских культур и Факультета истории искусств РГГУ. Цель этого проекта – обсуждение – поверх дисциплинарных и цеховых барьеров – трансформаций, которым подвержены все стороны современной культурной реальности.

Страница мероприятия в FB

kentavr_banner_022.jpg

12 октября на второй встрече курса “Введение в чтение Лакана” обсудим текст “Функция и поле речи и языка в психоанализе”, известный также как “Римская речь” (доклад был зачитан в 1953 году на Римском конгрессе романоязычных психоаналитиков).

Этот программный для Лакана текст обозначил разногласия философа и его соратников с IPA (МПА, Международной психоаналитической ассоциацией), сформулировав новые ориентиры в момент острых разногласий внутри французской психоаналитической группы.

Пожалуй, центральный лейтмотив текста задан в его начале: “всякая речь требует себе ответа”. Помогая разобраться, что это за ответ в случае психоанализа, Лакан настойчиво проводит в “Римской речи” различие между воображаемым и символическим регистрами психоаналитического опыта – иначе говоря, между Эго и субъектом бессознательного, – и указывает, что без этого различия психоаналитик рискует затеряться в нарциссических миражах пациента – и упустит возможность подступиться к вопросу о его желании. Вопрос о различии символического и воображаемого будет одним из центральных для учения Лакана 50-х годов.

Также в “Римской речи” Лакан делает психоанализу прививку философией Гегеля – при помощи гегелевской оптики предлагает пересмотреть вопросы об интерсубъективности в психоанализе, о позиции аналитика, о желании признания, о смерти.

В занятии участвуют:

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_024.jpg

Гуманитарные среды на Чаянова. «Повороты» в теории гуманитарного знания: к чему ведут и как происходят?
10 октября, среда, 19.00

На «повороты» в теории гуманитарного знания можно смотреть как на серию конкретных событий в гуманитарной методологии второй половины ХХ века. Можно воспринимать тематику «поворотов» как приглашение задуматься о стабильности, динамике, кризисах и самих принципах существования научного канона – будь то в методологии гуманитарных дисциплин, в преподавании, в книгоиздании и т.д. Наконец, повороты могут происходить не только «в индустрии» различных гуманитарных дисциплин, но и «в головах» многих читателей, способных из «правоверных» историков, филологов и философов становиться «реформаторами» или даже «ересиархами». Отправной точкой в нашем обсуждении «поворотов» станет книга Дорис Бахманн-Медик «Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре» (Новое литературное обозрение, 2017; первое издание – 2006).

Участники обсуждения:

От проекта «Гуманитарные среды на Чаянова»* во встрече принимают участие:

Модератор - Аркадий Перлов - директор МУНЦ «Высшая школа европейских культур» Факультета культурологи РГГУ http://www.rsuh.ru/vshek/ , доцент МУНЦ ВШЕК.

*О проекте: встреча проводится в рамках междисциплинарного проекта гуманитарных встреч «Среда на Чаянова», который объединил усилия Центра новейшей русской литературы, Высшей школы европейских культур и Факультета истории искусств РГГУ. Цель этого проекта - обсуждение - поверх дисциплинарных и цеховых барьеров - трансформаций, которым подвержены все стороны современной культурной реальности.

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_023.jpg

9 октября в книжной лавке «У Кентавра» пройдет презентация книги Алекса Громова «СССР. Мифы, фейки, парадоксы» (издательство «Икс-Хистори»)

Это сборник зарисовок, посвященных известным события или личностям советского времени.

Автор исходит из идеи, что СССР был очень разным в разные периоды своего существования. История его была, безусловно, выдающейся.

Но помимо этого, история СССР обросла огромным количеством позитивных и негативных мифов. И новые мифы все время складываются. Восприятие события могло быть сильно преувеличенным (в ту или другую сторону) по сравнению с реальной историей.

Цель Алекса Громова состоит в том, чтобы обратиться к первоисточникам и поставить идеализированную (в смысле не восторженную, а в платоновском) историю Советской державы на почву реальных фактов.

В обсуждении книги участвует два спикера (не считая слушателей):


kentavr_banner_021.jpg

Совместно с книжной лавкой "У Кентавра", издательством "Ад Маргинем" и курсом ХПМТ РГГУ запускаем серию экспериментальных ридинг-групп по теории и истории современного искусства.

Последние несколько лет развития современного искусства в российских институциях указывают на растущую значимость культурной медиации. Становится важным не только само произведение искусства и способы его презентации, но и присутствие этого произведения в дискурсивном пространстве интерпретаций, которое расширилось и фрагментировалось в постцифровой ситуации. Роль медиаторов, экскурсий и обсуждений близка проблеме интерфейса, играющего роль навигации в массиве больших данных. Однако зачастую модели этих интерфейсов разрабатываются в отрыве от их пользователей: посетителям выставок предлагается система знания, разработанная вне самой ситуации встречи с искусством. При этом, тексты об искусстве зачастую выступают как внешние к ситуации искусства инструменты, непроницаемые для критики. Создавая формат экспериментальных ридинг-группп, мы хотели бы не применять обсуждаемые тексты к полю искусства, а напротив, расщеплять и критиковать их, критически ориентируясь в знании, которое они предлагают. Выработанная в искусстве традиция медиум-рефлексивности сегодня позволяет понимать чтение и обсуждение в контексте, в определенной телесной, идеологической и общественной ситуации.

Идея экспериментальных ридинг-групп заключается в том, чтобы по ходу взаимодействия с текстами переопределить формат коллективного чтения, сформулировать собственную карту чтения и навигации по миру современного искусства и способ его интерпретации. В качестве отправной точки мы возьмем текст Бориса Гройса "В потоке", касающийся проблем искусства в эпоху интернета. Совместно мы решим, как его читать, какой темп обсуждения выбрать и сколько встреч для этого потребуется. Сам формат чтения и комментирования будет постоянно ставиться под вопрос и изменятся исходя из специфики текстов и желаний участников. Из этой установки можно выделить максиму – знание рождается изнутри ситуации, а не накладывается на ситуацию извне. Интерес к современному искусству должен вырабатывать для себя подходящие способы познания, а не заимствовать готовые формы из академического дискурса.

Модератор: Борис Клюшников – философ, историк искусства, специалист в области методологии искусствознания, преподаватель кафедры кино и современного искусства #РГГУ, Института "База" и Школы Родченко.

Ридинг-группы будут проходить каждый понедельник в 19.00 в книжной лавке "У Кентавра".

Страница мероприятия в FB


kentavr_banner_020.jpg

5 октября 2018 года - презентация книги Дмитрия Олеговича Швидковского «От мегалита до мегаполиса: Очерки истории архитектуры и градостроительства», которая состоится в книжной лавке «У кентавра», по адресу: РГГУ, Миусская площадь, д. 6, корп. 6.

Способна ли архитектура не нарушать гармонию природы? Что важнее в произведении зодчества: «полет» души или техническое совершенство? О чём и каким образом архитектура способна «говорить»? К какому типу относится русская архитектура — к восточному или западному? Эти и другие вопросы мы обсудим на презентации. Вы услышите о наиболее важных и интересных эпохах архитектуры, памятниках, выдающихся мастерах. Стоунхендж и Рим, Париж и Лондон, Москва и Звенигород, Барселона и Чикаго — вот ключевые точки, сквозь которые ведет читателя повествование.

Дмитрий Швидковский — доктор искусствоведения, историк архитектуры, ректор Московского архитектурного института.


kentavr_banner_017.jpg
kentavr_banner_019.jpg
kentavr_banner_018.jpg
kentavr_banner_016.jpg
kentavr_banner_015.jpg
kentavr_banner_014.jpg
kentavr_banner_013.jpg
kentavr_banner_012.jpg
kentavr_banner_011.jpg
kentavr_banner_010.jpg
kentavr_banner_009.jpg
kentavr_banner_008.jpg
kentavr_banner_007.jpg
kentavr-banner-006.jpg
banners12.jpgkentavr_banner_003.jpg kentavr_banner_003.jpg
kentavr_banner_002.jpg
kentavr_banner_001.jpg