Историческая справка об УМО в области историко-архивоведения

УМО по образованию в области историко-архивоведения

В конце 80-х годов ХХ века организацией и методическим обеспечением подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и научно-педагогических кадров начали заниматься учебно-методические объединения (УМО), созданные в ведущих вузах страны. На базе Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ) было создано УМО по образованию в области архивоведения, документоведения и научно-технической информации. За ним закреплялись четыре родственных специальности, которые реализовывались в 13 вузах: «Историко-архивоведение», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Системы научно-технической информации», «Музееведение».

Деятельностью УМО руководил совет, в который входили представители вузов, видные ученые, руководители властных структур, отраслевых НИИ. Основными рабочими органами УМО являлись научно-методические советы (НМС), возглавляемые известными в своих областях специалистами. В НМС входили профессора и доценты Московского, Уральского, Киевского, Латвийского, Кемеровского государственных университетов, московских институтов управления, народного хозяйства и других вузов страны, руководители и ведущие сотрудники отраслевых органов управления, научно-исследовательских институтов, архивов, музеев.

В этот период УМО совместно с педагогической и научной общественностью, потенциальными работодателями провело большую и плодотворную работу по подготовке типовых учебных планов и программ, анализ обеспеченности учебной и учебно-методической литературой вузов, преподавания историко-архивоведческих, документоведческих, музееведческих дисциплин в них. Новые учебные планы и программы, направленные на индивидуализацию и гуманитаризацию обучения, внедрение компьютерных технологий, активных методов обучения, предоставили вузам право использовать до 15% учебного времени для оперативного отражения новых достижений науки и техники, а также характера будущей деятельности специалиста.

В 1991 году на базе МГИАИ создан Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), при котором продолжило функционировать УМО.

В 1992 году в целях развития и совершенствования высшего образования в Российской Федерации были созданы учебно-методические объединения вузов Российской Федерации. РГГУ стал базовым вузом для УМО по образованию в области историко-архивоведения, документоведения, прикладной лингвистики, музейного дела и научно-технической информации. УМО курировало два направления («Культурология», «История») и пять специальностей, а с 1994 г. - уже восемь специальностей и объединяло более 70 вузов.

В первой половине 1990-х годов одной из приоритетных задач УМО являлась подготовка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), закреплявших единые требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов.

В конце 1990-х годов началась разработка ГОС ВПО второго поколения, которой предшествовала большая работа по анализу качества образования. Стандарты, утвержденные Минобразованием РФ в 2000 году, предоставили вузам возможность проявлять большую самостоятельность в подготовке специалистов.

Значительная работа была проведена УМО по подготовке и изданию полного пакета примерных программ дисциплин федерального компонента (циклы общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности), которые получили высокую оценку педагогической общественности и явились своеобразными путеводителями в образовательном процессе, позволив значительно повысить качество профессиональной подготовки кадров по курируемым специальностям.

Одной из главнейших задач УМО было проектирование Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО. В рабочие группы по подготовке этого основополагающего документа входили не только члены Совета УМО и учебно-методических комиссий, но и представители ведущих вузов России и работодателей. Так, в рабочей группе по направлению «Документоведение и архивоведение» активно работали профессора Алтайского, Пензенского и Уральского государственных университетов, Государственного университета управления, ответственные сотрудники Федеральной архивного агентства и др., по направлению «Культурология» - Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, Южного федерального университета, Государственного университета – Высшей школы экономики, Московского государственного педагогического университета, Института научной информации по общественным наукам РАН, Российского института культурологии Министерства культуры РФ, Российской государственной библиотеки, по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» - Томского и Ярославского государственных университетов, Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Российского комитета Международного совета Музеев, Музейного совета при Президенте РАН и др., по направлению «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» - Московского университета МВД России, фирмы «Яндекс» и др.

Ведущие преподаватели РГГУ входили в рабочие группы по подготовке совместных ФГОС ВПО по направлениям «История» (МГУ им. М.В. Ломоносова), «Информационная безопасность» (Институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ РФ), «Прикладная информатика» (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики).

Подготовленные проекты государственных образовательных стандартов третьего поколения неоднократно рассматривались на Пленумах УМО, расширенных заседаниях Совета УМО и учебно-методических комиссий, конференциях, «круглых столах», которые проходили как на базе Российского государственного гуманитарного университета, так и Московского, Санкт-Петербургского, Астраханского, Уральского, Пензенского, Московского гуманитарного университетов и других ведущих вузов России. Активное участие в обсуждениях принимали представители научно-педагогической общественности, потенциальные работодатели: работники архивов, музеев, органов исполнительной власти субъектов РФ, негосударственных структур, сотрудники научно-исследовательских институтов. Всего в обсуждениях приняли участие около 1000 человек более чем из 400 вузов, учреждений, организаций.

В 2009-2010 годах проводилась работа по проектированию Примерных основных образовательных программ (ПООП) по направлениям: «Культурология» (бакалавр, магистр), «Документоведение и архивоведение» (бакалавр, магистр), «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» (бакалавр, магистр), «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (бакалавр, магистр), «Антропология и этнология» (магистр). В создании ПООП приняли участие более 150 ведущих преподавателей РГГУ и других вузов. Проекты примерных программ прошли экспертизу в Российской академии государственной службы, Федеральном архивном агентстве, Российском НИИ информационных технологий и систем автоматизированного проектирования, Институте этнологии и антропологии РАН, Государственном Биологическом музее им. К.А. Тимирязева, других вузах и организациях. Примерные основные образовательные программы размещены на сайтах Координационного совета УМО и НМС высшей школы и РГГУ.

В 2011 году создан реестр основных и инициативных профилей подготовки бакалавров. В 2012 году осуществлен его мониторинг.

Эффективная реализация качественной подготовки специалистов невозможна без разработки и обновления учебно-методической базы с учетом требований, как федеральных государственных образовательных стандартов, так и запросов потенциальных работодателей. И, прежде всего, необходимо обеспечить фундаментализацию образования, внедрение инновационных образовательных технологий, оценочных средств и достаточный уровень обеспечения учебной и методической литературой.

Обеспечение вузов новейшими учебно-методическими разработками – одна из важнейших сторон деятельности УМО. Новые учебно-методические пособия систематически рассылаются в вузы – члены Фонда УМО, а другие – информируются об их выпуске. Это программно-методические (учебные планы, учебные программы), обучающие (учебники, учебные пособия, конспекты лекций), учебно-методические (методические указания, методические рекомендации), вспомогательные (практикумы, хрестоматии и т.п.), учебные издания. Причем большинство из учебников и учебных пособий имеют гриф УМО.

Много внимания Учебно-методическое объединение уделяло и уделяет повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов субъектов Российской Федерации по проблемам организации образовательной деятельности в рамках перехода на уровневую систему подготовки, осуществляет научно-методическое сопровождение вузовских основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).

УМО совместно с Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов РГГУ открыло программу повышения квалификации: «Проектирование и реализация компетентносто-ориентированных основных образовательных программ ВПО в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО» в объёме 72 часов. На занятиях рассматриваются основы компетентностного подхода в образовании, кредитно-модульная система и проектирование образовательных программ, основы учебно-методической работы преподавателя в условиях перехода на уровневое образование, определение основных характеристик социо-культурной образовательной среды вуза, как условие проектирования и реализации компетентностно-ориентированных ООП, разработка и применение новых образовательных технологий и др.

Систематически проводимые расширенные методические совещания-семинары с участием преподавателей столичных и региональных вузов, руководителей основных образовательных программ, заведующих кафедрами, помогают разработке первоочередных программных документов вузовских компетентностно-ориентированных ООП: компетентностная модель выпускника, учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), практик, а также подготовке учебной литературы нового поколения для более эффективной организации учебного процесса.

Большое внимание уделяется повышению квалификации и актива УМО: членов Совета УМО, председателей и членов учебно-методических комиссий по курируемым направлениям. Более 40 человек успешно окончили курсы специализированной подготовки в области проектирования и реализации нового поколения основных образовательных программ, организованных Координационным советом УМО и НМС высшей школы и Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов ( ныне - Институт качества высшего образования ) НИТУ «МИСиС». Обучение продолжается.

В целях сопряжения нормативно-методического обеспечения непрерывной подготовки специалистов по направлению « Документоведение и архивоведение» в 2009 году в УМО была создана секция начального и среднего профессионального образования по направлению «Документоведение и архивоведение». Проводится мониторинг перехода системы среднего профессионального образования на Федеральные государственные образовательные стандарты, подготовлены сопряженные программы среднего и высшего образования по направлению «Документоведение и архивоведение».

Сегодня УМО при РГГУ объединяет более 300 вузов России. Его первостепенными задачами является создание нормативной методической базы и координация действий образовательных организаций в обеспечении качества и развития содержания образования.



© РГГУ 1996 - 2017. Все права защищены.