Новости

С 2018 учебного года в нашем Институте открывается новый профиль обучения в рамках направления подготовки «Прикладная информатика» - «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РОБОТРОНИКА».

  21 апреля 2018 года на Факультете информационных систем и безопасности ИИНТБ РГГУ прошел очередной день открытых дверей.

Поздравляем преподавателей, студентов и сотрудников РГГУ с Новым Годом. Счастья и здоровья Вам!


Компания Intel намерена отказаться от поддержки BIOS к 2020 г.

Пенсионный фонд предупреждает о новом виде мошенничества.

Поздравление преподавателей и сотрудников РГГУ с Днём знаний.

С 22 мая 2017 года по 24 мая 2017 года в РЭУ им. Г.В. Плеханова прошла Всероссийская студенческая олимпиада по направлению подготовки «Прикладная информатика. Студенты ИИНТБ РГГУ приняли в ней участие. Студенческая команда продемонстрировала высокий уровень знаний.


Студенческая научная работа Непокоровой В. О. (направление подготовки «Информационная безопасность») удостоена диплома 1 степени на Санкт-Петербургском открытом конкурсе имени профессора В. Н. Вениаминова.

Мошенники изобрели новый способ дистанционного взлома банкоматов. Они начали использовать новый способ хищения средств из банкоматов - беспроводной.

18 февраля 2017 года в Институте информационных наук и технологий безопасности РГГУ состоялся день открытых дверей.

2 и 3 февраля в здании Правительства Москвы на Новом Арбате состоялся Национальный форум информационной безопасности «Инфофорум-2017» - «Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества». В форуме принял участие Институт информационных наук и технологий безопасности РГГУ.

Правительство Нидерландов намерено временно отказаться от обработки результатов парламентских выборов с помощью компьютерных систем во избежание хакерских атак.

По данным компании Mozilla, объем зашифрованного трафика в интернете наконец-то превысил объем незашифрованного. По состоянию на 29 января 2017 года на долю HTTPS-трафика пришлось 50,01764%.

Компании Google, Facebook, Microsoft, Yahoo! и другие объединились, чтобыбороться с фишингом и спамом совместными усилиями.

Количество требований от правительства по раскрытию данных увеличилось с 46 710 до 59 229.

Даже после удаления из компьютера микрофона, разговоры пользователя все равно могут записываться.

Пользователи, за последний год ставшие жертвами хакеров, часто продолжают вести себя необдуманно.

Для хранения похищенных данных хакеры используют стеганографию.

Появилось новое устройство, представляющее опасность для конфиденциальности персональной информации ее владельцев, считают эксперты в сфере информационной безопасности.

Метод предполагает анализ DNS-трафика из выходных узлов Tor.




Все новости

25.05.2018

Чему научит Леонардо?

В РГГУ открывается новое направление подготовки «Интеллектуальная роботроника»

Сергей Кувшинов.jpg

Какие специальности самые перспективные? Безусловно, все те, что связаны с информационными и компьютерными технологиями. Причём требуются они сегодня не только в технической, но и социальной сфере.

Как соединить гуманитариев и технарей, рассказывает директор Международного института новых образовательных технологий РГГУ Сергей Кувшинов.

Вкалывают роботы…

- Сергей Викторович, зачем гуманитарному университету инженерная по сути специальность «Интеллектуальная роботроника»? Для этого есть технические вузы.

- В РГГУ практически со дня его основания существует Институт информационных наук и технологий безопасности, который готовит специалистов в сфере прикладной информатики. Так что «Интеллектуальная роботроника» - это логичное продолжение, развития информационных наук. Причём акцент при подготовке будущих специалистов делается именно на социальных аспектах как разработки, так и применения робототехники. Вот почему «Интеллектуальная роботроника» является предметом изучения специалистов в первую очередь гуманитарного профиля.

- Звучит не очень понятно. Можете ли вы привести пример применения роботов в социальной сфере?

- Таких сфер много и с течением времени их становится все больше, например зоны крупных аэропортов и железнодорожных вокзалов с множеством пассажирских терминалов, где человек легко может потеряться в обилии информации и пространств. Тогда ему на помощь приходят информационные интеллектуальные системы, как стационарные, так и мобильные. Такие интеллектуальные системы помогут пассажиру оперативно дать информацию, найти транспортное средство и обеспечить безопасный подход к нему, минуя столпотворения и прочие неприятности. Я уже не говорю о людях с ограниченными возможностями здоровья, для них интеллектуальные мобильные робототехнические средства крайне необходимы в подобных ситуациях.

Следующее направление применения – медицина. Роботы-сиделки, рассчитанные на то, чтобы помогать больным – следить за состоянием здоровья, обеспечивать приём лекарства вовремя и т.д. Проводить сложные хирургические операции с деликатным подходом к органам, в том числе на микроуровне.             Интеллектуальные системы необходимы на автоматизированных производствах, где нахождение человека может быть весьма затруднительным. Либо очень вредно для его здоровья. Вместо него работу выполняет робот, а человек управляет и контролирует его работу дистанционно.  

Области применения интеллектуальной робототехники можно перечислять ещё долго – это автоматизированные библиотеки, хранилища, зоогостиницы, где присмотр и уход за животными обеспечивают роботизированные помощники и многое другое. Так что поле деятельности их практически не ограничено.

«Ожившие» книги

- А каковы сейчас в целом подходы в обучении в вузах, помимо включения новых современных специальностей типа интеллектуальной роботроники?

- Сейчас на наших глазах идёт так называемая тотальная мобилизация образования. Одна из ее особенностей в том, что все учебные материалы должны быть доступны студентам – вне зависимости от того, где они в данный момент находятся - в полном объёме через мобильные устройства, смартфоны. Ведь сегодня по сути вся жизнь молодого человека проходит внутри этого удивительного устройства. А поскольку информационная ёмкость смартфона или планшета ограничена, это предъявляет определённые требования к оформлению, содержанию, дозированию образовательной информации. Кроме того, с помощью мобильного устройства студент должен иметь возможность выполнить и лабораторную работу, и пройти тестирование. Наконец, высший пилотаж – когда система определяет персональные особенности пользователя через психологическое или даже психофизиологическое тестирование (скажем, каким образом он предпочитает получать информацию – аудио, видео, графически, сколько времени у него есть на изучение той или иной темы и т.д.), подстраивается под него и выстраивает наиболее оптимальный путь обучения и тестирования полученных знаний.

Следующий тренд – трёхмерная визуализация. Все, что у нас было когда-то чёрнобелым – стало цветным, было моно – стало стерео, затем многоканальным, что было плоским становится объемным. Сегодня важно не только показать учащимся красивую запоминающуюся объёмную картинку, но и научить их мыслить объёмно, образно, системно. Во многих дисциплинах есть разделы с так называемыми педагогическими трудностями объяснения и понимания, которые невозможно до конца понять, получая информацию только из текста, картинки или видео. Но если мы эти сложнейшие процессы начинаем трёхмерным образом визуализировать и анимировать, то они становятся понятными и дольше остаются в памяти. А кроме того, это способ дополнительной мотивации молодых людей к обучению. Собственно, такому подходу никто и не сопротивляется. Сегодня, если есть возможность смотреть фильм в 3D, молодые люди смотрят его в 3D. В образовании происходит все тоже самое.

Другой интересный подход – это использование технологий виртуальной и дополненной реальности. Это следующий этап проникновения высоких технологий в образовательный процесс и увлечения учащихся будущей специальностью. Человек может погрузиться в виртуальное пространство организма, сложного устройства или искусственно созданного «исторического» пространства, и как бы «изнутри» проникнуть в суть происходящих процессов и даже виртуально с ними взаимодействовать. Такое погружение дает педагогам возможность расширить область взаимодействия с обучаемым, предложить новые пути получения знания и самое главное сделать обучение интересным и по настоящему увлекательным.          Дополненная же реальность сегодня активно внедряется в печатные учебные материалы, медийным образом дополняя текст и рисунки. Человек наводит мобильное устройство на ту или иную страницу книги, при этом текст как бы «оживает», анимируется в виде 3D моделей или видеоряда. Получается более глубокое и эмоциональное погружение в тему. Для печатных учебных материалов дополненная реальность – это вторая жизнь.

Есть и четвертое направление, связанное с проникновением цифровых производственных технологий - 3D-печати, лазерной резки и гравировки и пр. То есть

полный комплекс так называемого персонального цифрового производства. И оно дает почти революционные изменения в образовании.

3д принтер.jpg

- Что означает в данном случае персональное цифровое производство?

- Если раньше 3D-принтеры представляли из себя громоздкие производственные машины стоимостью от 100 тыс. евро и выше, то сегодня с похожим качеством 3Dпринтеры готовы работать на вашем столе от сети в 220 вольт, так же, как обычный принтер. А цены на такие устройства начинаются от 150 евро. То есть произошёл примерно такой же процесс, как в эволюции компьютеров. Поначалу электронные вычислительные машины занимали несколько залов, и мощность их была не выше, чем у сегодняшних самых простых смартфонов. То же самое касается целого ряда других машин – лазерной резки и гравировки, станков с числовым программным управлением, 3D-сканеров, с помощью которых каждый может быстро и оперативно создать трёхмерную модель. А всё вместе получило название персональное цифровое производство. Оно может быть доступно дома, в лаборатории вузов, даже в детском саду и школе. Главный эффект от его использования в том, что от зарождения идеи до создания объекта или реализации проекта проходит всего лишь несколько часов. Это не отсроченный процесс в течение месяцев или полугода, когда к нему уже теряется весь интерес, а «придумал – нарисовал – спрограммировал - и тут же изготовил». И у тебя в руках уже твоя материализованная задумка. Вот это очень важно.

Инженер-живописец

- Вы как-то сказали в интервью, что учить надо не физику, биологию, географию, а учить физикой, биологией, географией. Что вы имели в виду?

- Мы должны научить детей так называемым метакомпетенциям. Их не так много – это в первую очередь способность быстро извлекать информацию из текста, графики, видео, умение склассифицировать и переработать её творчески, осмыслить, чтобы она заняла своё место в ячейке «персональной памяти», а потом при необходимости могла быть оперативно извлечена. Причём добывать содержательную информацию надо уметь из самых различных областей. Ведь сегодня специалисты меняют область своей профессиональной деятельности нередко через 3-4 года.  

Следующая компетентность – это умение выразить свою идею, мысль графически в ясных и выразительных скетчах. Так, чтобы тебя быстро поняли окружающие, коллеги. Этому тоже практически никто и нигде не учит. Ещё одна компетенция - умение работать в коллективе, организовать работу коллектива, быть полезным в нём. Важная способность – умение критически мыслить и продуктивно выдавать критику. Очень нужные навыки - умение управлять своими эмоциями при работе в коллективе, своим вниманием и психифизиологическим состоянием при высоких нагрузках. К примеру, человек работает с информацией – аудио, видео и т.д., он должен вовремя чувствовать грань, когда наступит пресыщение, вовремя давать передышку своему мозгу, мышцам и таким образом всё время поддерживать себя на уровне высоко продуктивной работы.

Ну и еще ряд других навыков. Так вот важно, чтобы эти метакомпетенции вырабатывались не на абстрактных моделях, а на различных предметных областях – истории, физики, географии и т.д. Задача педагога состоит не в том, чтобы заставлять зубрить даты и имена – сейчас всё это очень быстро можно получить одним нажатием кнопки – а научить видеть связи, закономерности, быстро ориентироваться в новой информационной среде. Полем для отработки метакомпетенций должны быть именно

различные предметы, но изучение их должно быть перестроено, должна произойти смена целевой установки! Предмет нужен не для самого предмета, а для получения универсальных компетенций. Поэтому сегодня важна перестройка всего педагогического процесса.

- Специалисты утверждают, что сегодня самые конкурентоспособные выпускники вузов – те, которые имеют смежные специальности. А то и вовсе противоположные. Например, инженер-флейтист скорее создаст нечто новое, чем просто инженер. Если человек разбирается и в технике, и искусстве, это даёт ему огромные преимущества. Вы согласны?

- Это так. Сегодня большинство новых технологий, устройств, открытий появляются на стыке научных направлений, а не в рамках одной узкоспециализированной области. Поэтому один из главных трендов сегодня – это синтез искусств, наук и высоких технологий. Кто умеет соединить всё в одном, тот заметен и успешен на рынке труда. Леонардо да Винчи – яркий пример такого соединения таланта инженера, живописца и исследователя. Люди, которые обладают подобным даром от природы, рождаются, может быть, раз в тысячелетие. Однако, отчасти такие умения можно и воспитать.

В РГГУ есть проект, который называется «3Da Vinci», призванный проникнуть в творческую мастерскую универсального гения, показать, как можно с использованием современных технологий соединить науку и искусство, воспитать в себе «объёмное» мышление. В Государственном музее, культурном центре «Интеграция» им Н. А. Островского (Тверская, 14) открыта экспозиция РГГУ, в которой представлены 3Dмодели, выполненные по эскизам Леонардо, виртуальные голографические изображения его творений. Так что сегодняшние цифровые технологии трёхмерного моделирования и принтинга могут реально помочь проникнуть в мастерскую мастера, чтобы чему-то научиться у него. На этой выставке можно увидеть совершенно уникальную российскую разработку – голографический стол диагональю 65 дюймов, на котором можно изучать виртуальный объект со всех сторон и даже взаимодействовать с ним. Это, как признаются наши посетители, вызывает определённый когнитивный диссонанс. Человек понимает, что вроде бы ничего нет, но у него создаётся полная иллюзия реальности объекта. Так что РГГУ сегодня становится экспериментальной площадкой для отработки вот таких новых технологий. Мы их тестируем, изучаем, чтобы понять, насколько они могут быть эффективны в учебном процессе для получения новых компетенций.

Леонардо да Винчи_0.jpg

Разделять или объединять?

- Получается, в будущем уже не будет отдельно гуманитариев, технарей, а им на смену придут некие единые специалисты…

- Да, мультидисциплинарные. Вообще откуда пошла дисциплинарность знания? Разделение науки на отдельные предметы хорошо на этапе передачи и освоения знаний. Так проще обучать детей в школе. Передавать сразу синкретическое (слитное, соединённое) знание сложно. Однако выстраивать связи между дисциплинами во время обучения нужно. К примеру, та же роботроника – это использование знаний сразу из физики, математики, биологии, информатики, мехатроники, сенсорики и т.д. В школе такую связь между предметами можно восстанавливать в рамках проектной исследовательской деятельности, в сфере дополнительного образования.

- Мы науку на предметы разделили искусственно. Если во времена Ньютона было одно естествознание, сейчас это сразу три предмета - физика, химия, биология.

- Конечно, наука едина. Мы её для простоты освоения и трансляции знаний дифференцировали. Но при этом забыли, что должны ее в какой-то момент воссоединить обратно. В некоторых технических вузах на 5-6 курсах существуют дисциплины, которые связывают всё, что изучили, воедино. А вот в школе такого предмета нет. До выпускного класса в аттестате остаются отдельные предметы. Кстати, такой объединяющей дисциплиной мог бы стать курс «История науки, техники и высоких технологий». Конечно, история не только естественных наук, но и гуманитарных!

- Насколько сейчас российские университеты идут вровень с западными в использовании новых образовательных технологий?

- Российское образование сильно тем, что в России была построена мощная, авторитетная система научных школ. В том числе в области математики, механики, интеллектуальной роботроники. Причём последняя как направление подготовки выросло из научной школы, рождённой именно в России. Российские научные школы, которые у нас имеют колоссальные традиции, как раз и поддерживают высокий уровень профессионализма в науке и образовании. Ведь самое страшное – не отстать в области техники, а потерять научную школу. Без знаний, новых теорий и людей, которые их создают и продвигают, никакие новые технологии и новая техника просто невозможны.


25.05.2018

Международный научно-просветительский семинар в Праге: «Российская эмиграция в истории и культуре стран и народов Европы. Традиции, общество, политика»

21-22 мая 2018 года состоялся визит делегации российских историков и архивистов в г. Прага (Чешская Республика) для участия в международном научно-просветительском семинаре «Российская эмиграция в истории и культуре стран и народов Европы. Традиции, общество, политика». Семинар был организован Российским государственным гуманитарным университетом, Институтом истории Академии наук Чешской Республики и комиссией историков и архивистов России и Чехии при поддержке фонда «История Отечества» в рамках цикла выездных международных научно-просветительских мероприятий «Первая волна российской эмиграции в истории и культуре стран и народов Европы», реализуемого РГГУ в 2018 году.

IMG-20180523-WA0067.jpg

Мероприятие было посвящено судьбам российской эмиграции и российской диаспоры в Чехии в контексте революционных потрясений 1917 года и Гражданской войны 1918-1922 гг. в России. На семинаре были рассмотрены вопросы положения и статуса, различных аспектов жизнедеятельности и вклада в мировую культуру российской послереволюционной эмиграции в межвоенной Чехословакии.

В работе семинара приняли участие первый секретарь Посольства Российской Федерации в Чешской Республике Екатерина Баранчеева и представители Министерства Иностранных дел Чешской Республики. Екатерина Баранчеева огласила приветствие Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в ЧР Александра Змеевского, в котором, в частности, было подчеркнуто, что: «для Чехословакии русская эмиграция, безусловно, – колоссальное приобретение. Многочисленные представители российской интеллигенции привнесли в чехословацкую жизнь широкое познание культуры России, развили идеи русофильства и славянской взаимности. Мы искренне благодарны за протянутую руку помощи нашим соотечественникам, оказавшимся в критической ситуации. Это стало весомым вкладом в духовные контакты, осознание близости наших народов. Хотел бы пожелать успеха сегодняшнему мероприятию, которое, уверен, позволит лучше осмыслить влияние русской эмиграции на общественную и культурную жизнь Чехии, в том числе в связи с приближающейся 100-летней годовщиной образования Чехословацкого государства». 

IMG-20180523-WA0056.jpg

Заместитель директора Институт истории АН ЧР, сопредседатель комиссии историков и архивистов России и Чехии, проф. Ян Немечек отметил в своем выступлении, что Институт истории с чешской стороны является центром двусторонней комиссии историков и архивистов и одной из важнейших институций, развивающих чешско-российское научное взаимодействие. Он обратил внимание на целый ряд важных вопросов, требующих дальнейшего глубокого изучения и обмена новейшими исследовательскими результатами со стороны как чешских, так и российских историков.

Президент Российского государственного гуманитарного университета, сопредседатель комиссии историков и архивистов России и Чехии, член-корр. РАН, директор Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ Ефим Пивовар в приветственной части своего выступления подчеркнул, что научно-просветительская деятельность и сотрудничество историков двух стран являются одним из важнейших элементов развития российско-чешских отношений в целом и укрепления атмосферы доверия и взаимопонимания между нашими государствами и народами.

В докладе на тему «Свободный Университет: высшая школа Русской Праги как опыт реализации идеалов российской интеллигенции начала ХХ века» Е.И.Пивовар подчеркнул, что «интеллектуальная культура российского послереволюционного зарубежья, включая достижения эмигрантского научно-педагогического сообщества в Чехословакии, к настоящему времени достаточно широко отражена в научной литературе. Тем не менее, многие аспекты данного социально-исторического феномена продолжают оставаться источником для постановки новых исследовательских задач, решение которых позволяет прийти к более глубокому пониманию сути того самоотверженного труда, тех усилий на ниве образования и просвещения, которые предпринимали российские эмигранты в Чехословакии в 1920 – 1930-е годы. 

IMG-20180523-WA0026.jpg

В деятельности университетского сообщества Русской Праги ярко раскрывается не только преемственность научных и общественных традиций российской интеллигенции XIX – начала XX века и российского зарубежья, но и непреходящая актуальность концепции университета как пространства творческого развития образовательной теории и практики. Эта концепция по-разному воплощалась российскими эмигрантами и их коллегами, оставшимися в советской России. В настоящее время в рамках международного диалога университетов существует уникальная возможность синтеза теории и практического опыта наших предшественников. Результаты этой работы, безусловно, найдут применение в процессе создания современных моделей университетского образования».

Доцент, секретарь российской части комиссии историков и архивистов России и Чехии, зам. заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья ИПиМИ РГГУ Александр Левченков в докладе «Актуальные вопросы взаимодействия российских и чешских историков и архивистов в контексте изучения Революции 1917 года в России и российской эмиграции в межвоенной Чехословакии» обратил внимание на ряд важных научных и просветительских результатов, полученных в рамках совместной деятельности историков и архивистов двух стран, включая недавно выпущенный в РГГУ международный сборник научных статей «Как зарождалась Русская Прага», большую работу, проводимую отечественными и чешскими специалистами по введению в научный оборот новых корпусов архивных источников, проливающих свет на многие вопросы, ранее слабо изученные в историографии.

В докладе советника Архива Российской академии наук, проф. Виталия Афиани и доцента Саратовского ГТУ им. Ю.Гагарина Михаила Ковалева  «Историк Антоний Флоровский: проблемы публикации документального наследия» констатировалось, что «научное наследие русского и чешского историка, профессора А.В. Флоровского (1884-1968) охватывает широкий круг проблем российской и восточно- и центрально европейской истории. Многие труды, особенно, по истории русско-чешских связей, до сих пор пользуются заслуженно высоким научным авторитетом. Но далеко не все из обширного научного наследия историком было опубликовано, особенно, труды 1950–1960-х гг. Архивное наследие А.В. Флоровского, как известно, хранится в Праге, в Славянской библиотеке и в Москве, в Архиве Российской академии наук. Разделение архива, видимо, затрудняло введение в научный оборот исследований ученого, остававшихся до настоящего времени неопубликованными. Архив РАН в последние годы активно занимается изучением и публикацией наследия А.В. Флоровского». 

IMG-20180523-WA0059.jpg

Ведущий научный сотрудник Институт истории АН ЧР, проф., заместитель сопредседателя комиссии историков и архивистов России и Чехии с чешской стороны Эмил Ворачек в докладе, посвященном сложным взаимоотношениям российской эмиграции и активно продвигаемых в межвоенной Центральной Европе фашистских идей, обратил внимание на отношение эмигрантов-евразийцев и младороссов к фашизму. По мнению докладчика, несмотря на то, что отдельные круги российских эмигрантов проявляли интерес к раннему итальянскому фашизму, тем не менее, эти направления качественно отличались от фашистских движений рядом принципиальных черт, благодаря которым большинство эмигрантов в итоге стали противниками фашистской идеологии. В частности, «мировоззрение евразийцев формировалось с принципиальным упором на культурном аспекте общественных проблем, и трудно понять его, если оторвать от культурологического и религиозного контекста».

Доцент, зам. заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин отметил, что одним из важнейших направлений в деятельности российской эмиграции первой волны было стремление сохранить отдельные важные элементы государственного устройства и военной структуры российского дореволюционного государства и общества, что способствовало сохранению национальной, языковой и в целом культурной идентичности.

В развитие этой темы в представленном докладе директора центра стратегии и аналитики Московского государственного областного университета, проф. Виталия Ершова «Идеи Февральской революции 1917 г. в интеллектуальной культуре российского военного зарубежья в Чехословакии» было отмечено, что «российские офицеры-эмигранты, выбирая Прагу в качестве места проживания и профессиональной деятельности, оказывались именно в той культурной и общественно-политической обстановке, какую они мечтали видеть в России после Февральской революции 1917 года. В Праге они воссоздавали микромир военной культуры, построенный на идеалах демократического развития общества и государства, на идеях равенства, свободы, возможности творческой и профессиональной реализации личности. Именно общность взглядов на принципы устройства государства как демократического института, на либеральные основы общественной жизни, свободу творчества, сближали российских военных эмигрантов с представителями чехословацкой  научной и политической элиты, облегчали процесс их интеграции в культурный мир межвоенной Праги». 

IMG-20180523-WA0029.jpg

Доклад научного сотрудника Национального архива в Праге Давида Губены был посвящен отношению чехословацких органов безопасности на российскую эмиграцию. В частности, докладчик отметил, что «Чехословакия, государственность которой… на протяжении межвоенной эпохи в целом сохраняла демократический характер, в то же время … располагала развитым и мощным правоохранительным аппаратом. Хотя важнейшее место с списке угроз занимали внешние (так, главный штаб чехословацкой армии в 1934 году выделял коммунистическую, нацистскую и фащистскую), уделялось внимание и деятельности эмигрантских кругов, венгерских и немецких ирридентов, монархических и религиозных движений». При этом именно сотрудничество с нацистской Германией рассматривалось как наиболее опасное.

Аспирант РГГУ Вадим Шнейдер представил доклад на тему «Закарпатские украинцы в Чехословакии в межвоенный период: идентичность и правовой статус». Он отметил, что «в Конституции Чехословацкой республики был зафиксирован автономный статус Закарпатья (Подкарпатской Руси). Однако большая часть процессов в регионе всё равно контролировалась центральным правительством… В течение всего времени нахождения в составе Чехословакии среди жителей Подкарпатской Руси были распространены оппозиционные настроения. Они были связаны в первую очередь с экономической отсталостью региона, который был гораздо беднее, чем другие земли Чехословакии… Закарпатье — это регион, исторический опыт которого позволяет его жителям и по сей день сохранить тесные культурные связи не только с другими областями Украины, но и с Россией, а также с государствами Центральной и Восточной Европы». 

IMG-20180523-WA0049.jpg

Проф. Славянского института АН ЧР Дана Гашкова посвятила свой доклад теме «Вклад в чехословацкую науку, промышленность и строительство русских эмигрантов технических специальностей». Она отметила, что «среди русских эмигрантов, прибывших с территорий бывшей Российской империи в Чехословакию благодаря Русской акции помощи, оказалось значительное количество выдающихся представителей многих технических специальностей. В Чехословакию, главным образом, приезжали уже известные и уважаемые инженеры, которые продолжали и совершенствовали здесь свою научно-исследовательскую деятельность. Однако целый ряд представителей различных технических специальностей достигли выдающихся результатов только после окончания технических вузов в Чехословакии. Представители обеих групп эмигрантов отблагодарили свою новую родину  работой, исследованиями, изобретениями в своих профессиях».

В докладе проф. Славянского института АН ЧР Гануша Ныкла «Три поколения русских философов в Чехословакии в 1920-1940-х гг.» особое внимание было уделено влиянию русской эмигрантской философии на развитие европейских и мировых философских течений межвоенного периода и более позднего времени. По мнению докладчика, русская эмигрантская философия, с одной стороны, привнесла на европейскую почву свои характерные особенности, с другой, обогатилась новыми веяниями, присущими чехословацкой и западноевропейской философской и общественно-политической мысли той эпохи.

В представленном докладе директора Учебно-научного центра «Арт-дизайн» РГГУ, доцента Галины Волковой «Совсем тихо и пустынно сейчас на Ольшанах. Русский некрополь в Праге в современной любительской фотографии: опыт культурологического анализа» был проанализирован широкий спектр современных интернет-ресурсов, так или иначе проявляющих интерес к  пока еще недостаточно хорошо развитой в России тематике русской эмигрантской некрополистики. Участникам семинара было продемонстрировано несколько десятков любительских фотографий, отражающих как состояние захоронений, представляющих огромную не только историческую, но и культурную ценность, так и направления интереса широкой непрофессиональной публики. Доклад вызвал большой интерес у всех участников мероприятия, которые предложили в развитие идей автора более активно продвигать предложения по созданию и распространению полноценных путеводителей по местам захоронений российских эмигрантов в Чехии и других зарубежных странах.

Доцент, заместитель заведующего кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Ирина Ханова отметила огромную роль культурного наследия российской эмиграции в межвоенной Чехословакии, существенно обогатившего не только российскую, чешскую и словацкую, но и в целом мировую культуру. Многие видные ученые и молодые специалисты первой волны эмиграции, впоследствии сделавшие научную карьеру или ставшие выдающимися деятелями литературы и искусства в зарубежных странах, сохраняли верность традициям российской дореволюционной культуры.

В представленном докладе старшего научного сотрудника Государственного исторического музея Марии Катагощиной «Документальные памятники эпохи Революции 1917 года в пространстве общественного и частного собирательства российского зарубежья ХХ века» было отмечено, что «…коллекционирование памятников истории и культуры, в особенности, формирование и судьбы частных собраний, представляет собой недостаточно изученный аспект интеллектуальной и общественно-культурной жизни российских эмигрантов… вывезенные за границу документы, письма, фотографии периода Революции и Гражданской войны в России, для большинства эмигрантов не просто представляли собой часть личной или семейной истории, но символизировали ее наиболее трагические и сложные моменты – крушение привычной жизни, утрату Родины, разлуку с близкими людьми. Подобные документы в течение десятилетий бытовали вне общественного и научного пространства, а затем, как правило, становились частью более крупных собраний».

В рамках семинара также состоялось рабочее совещание российских и чешских историков, посвященное перспективам дальнейшего двустороннего сотрудничества по тематике событий 1917-начала 1920-х гг. в России и их влияния на европейскую и мировую историю и культуру, а также по широкому спектру других общих для двух стран вопросов истории XX века.

Международный семинар в Праге по истории российской эмиграции на сайте фонда "Истории Отечества"

 


23.05.2018

I Студенческие чтения имени С.О. Шмидта

22 мая 2018 года в стенах Историко-архивного института прошли I Студенческие чтения имени С.О. Шмидта, организованные Студенческим научным сообществом ФАД ИАИ РГГУ.

IMG_8745.JPG

Конференция началась с видеоролика, посвящённого памяти Сигурда Оттовича. Затем своими воспоминаниями об учёном поделились его ученики и коллеги – Е.П. Малышева (к.и.н., доц., зав. УНЦ Новая Россия, декан ФАД ИАИ РГГУ), Д.М. Абрамов (канд. культурол., доц., зав. УНЦ РИКиМ), М.Д. Ковалёва (доц. УНЦ РИКиМ), С.Ю. Шокарев (к.и.н., доц. кафедры источниковедения), Н.А. Комочев (к.и.н., доц. кафедры ВИД и археографии), В.В. Павленко (нач. отдела музейно-выставочных проектов парка «Зарядье»), М.В. Кушниренко (бывший лаборант кафедры москвоведения). Они рассказали, с какой теплотой и уважением Сигурд Оттович относился к своим студентам, каким великим учёным и человеком он был. Д.М. Абрамов, вспоминая своего наставника, сказал: «Оригинальный человек, умный, творческий, талантливый, который умел большую аудиторию наградить каким-то очередным открытием, повести за собой». 

IMG_8761.JPG

Далее начали выступать докладчики. Вопросы, заявленные в анонсе Чтений, были поставлены широко, поэтому и темы докладов были очень разнообразными.

Важнейшим направлением в научной деятельности Сигурда Оттовича было краеведение. Студент 2 курса Александр Платицын сделал доклад, посвящённый «золотому десятилетию» советского краеведения (20-е годы ХХ века). Сопровождая своё выступление визуальными материалами, Александр подробно рассказал о важнейшем этапе развития отечественного краеведения, подчеркнув как его минусы, так и плюсы.

Доклад, также тесно связанный с одним из главнейших интересов Сигурда Оттовича – москвоведением, был представлен студентом 2 курса Сергеем Токаревым. В заглавие доклада была вынесена цитата учёного – «Москва не есть обыкновенный город». Доклад вызвал интерес слушателей и дискуссию, посвящённую тому, как и в связи с чем менялся облик Москвы на протяжении ХХ века.

Также были сообщения, посвящённые военной истории. Доклад студента 4 курса Ярослава Швырёва был связан с крымской историей – войной 1853-1856 годов. Ярослав рассказал об истории края и о том, как протекали события войны.

Другой доклад на военную тематику, представленный студенткой 4 курса Анастасией Гаристовой, был посвящен военному поиску как способу увековечения памяти погибших при защите Отечества. Анастасия рассказала о развитии поискового дела в России и об огромном значении этой деятельности для истории страны в целом и для личной, семейной истории: «Менталитет народа, столкнувшегося со страшной бедой, был ориентирован на сплоченность и сопереживание за каждого погибшего воина, никого это трагическое время не могло оставить равнодушным».

Также большой интерес вызвало выступление студента 4 курса Владимира Червакова, посвящённое археологической деятельности академика В.Л. Янина в Великом Новгороде. Доклад Владимира в первую очередь был интересен тем, что с археологией автор сообщения знаком не понаслышке и мог поделиться личным опытом. После доклада Н.А. Комочев добавил, что В.Л. Янин и С.О. Шмидт были знакомы и тесно общались – оба закончили Исторический факультет МГУ.

IMG_8777.JPG

Неожиданным сюрпризом стало видео, представленное бывшим лаборантом кафедры москвоведения Максимом Валерьевичем Кушниренко. Он продемонстрировал видеозапись, сделанную за шесть дней до ухода из жизни Сигурда Оттовича. На видео учёный поздравляет омских краеведов и рассуждает о важности краеведческой науки.

Сигурд Оттович более 60 лет руководил студенческим научным кружком, поэтому Чтения завершились докладом студентки 1 курса Екатерины Середы, в котором она рассказывала о результатах опроса «Чего Вы ждёте от студенческой науки в ИАИ?», проведённого Студенческим научным сообществом ФАД ИАИ РГГУ. Этот опрос показал интерес студентов к истории науки, культуры, религии. Многие подчеркнули, что им интересны мероприятия, посвящённые истории античности и средневековья. Кроме того, современное студенчество интересуется международными отношениями и глобальными проблемами. Наиболее предпочтительные форматы научных мероприятий – открытые лекции преподавателей, конференции, студенческие доклады, экскурсии. Также студенты поделились тем, каких именно лекторов им бы хотелось послушать.

IMG_8741.JPG

Сигурд Оттович очень любил своих студентов, помогал им и поддерживал, поэтому студенческие научные чтения стали хорошим способом почтить память великого историка, краеведа, археографа. Надеемся, что Студенческие чтения имени С.О. Шмидта станут доброй традицией.

Особую благодарность следует выразить модератору Чтений Павлу Денисовичу Корсакову, технику и фотографу Алексею Маргушину, а также всем участникам и гостям конференции.


23.05.2018

Межфакультетский чемпионат РГГУ по футболу 2018. Итоги.


22.05.2018

День донора в РГГУ. Весна 2018


21.05.2018

Президент РФ В.В. Путин выразил благодарность проректору по научной работе РГГУ О.В. Павленко за большой вклад в подготовку и проведение общественно значимых мероприятий всероссийского уровня

ilovepdf_com.jpg


21.05.2018

Эксклюзивное интервью исполняющего обязанности ректора РГГУ А.Б. Безбородова телеканалу РБК


18.05.2018

РГГУ – участник 7-ой Евразийской конференции по развитию международного образования IUNC Eurasia 2018

14-17 мая в Москве состоялась 7-ая Евразийская конференция по развитию международного образования IUNC Eurasia 2018. Конференция IUNC Eurasia направлена на установление сотрудничества между ВУЗами России и СНГ с зарубежными университетами, а также рекрутинговыми агентствами, с целью развития программ обмена студентами и набора контрактных студентов из третьих стран. Представители университетов Европы, Азии, Африки, Северной Америки и стран Латинской Америки в седьмой раз съехались в Москву, чтобы встретиться с вузами России и СНГ и обсудить возможные пути сотрудничества в сфере обменов, совместных образовательных программ, совместных исследовательских проектов и других областях. 

0051363001499236410.jpg

РГГУ на конференции был представлен проректором по международному сотрудничеству проф. В. И. Заботкиной, которая приняла участие в работе панельной дискуссии «Глобальная роль российских университетов», а также выступила с докладом «Влияние международного проектного менеджмента на развитие коммуникативных стратегий интернационализации».

Доклад вызвал большой интерес у участников конференции, а также способствовал продвижению бренда РГГУ на международной арене и расширению контактов.

Помимо стран Восточной Европы в мероприятии активное участие приняли такие страны как Бельгия (представители университета Гент), Швейцария, Великобритания, а также Эквадор, Таиланд и др.

Участие РГГУ в конференции представляется особо важным в свете участия университета в Приоритетном проекте по повышению экспортного потенциала российского высшего образования.

В ходе мероприятия были достигнуты множественные договоренности и разработаны новые механизмы для привлечения в РГГУ иностранных студентов и аспирантов, в том числе при помощи рекрутинговых агентств из Испании, Кипра, Турции и других стран. 


18.05.2018

Межвузовская конференция «Церемония и ритуал в европейской истории»

14–15 мая 2018 года в рамках Гуманитарных чтений РГГУ – 2018 состоялась межвузовская конференция «Церемония и ритуал в европейской истории», организованная кафедрой всеобщей истории РГГУ. В работе конференции приняли участие научные сотрудники, преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты РГГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МГПУ, РАНХиГС, МФТИ, Литературного института им. А.М. Горького, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Музейного объединения «Музей Москвы» и Орловского музыкального колледжа. В ходе обсуждения рассматривались вопросы сущности, функций и значения церемоний и ритуалов в различные периоды европейской истории: от придворных церемоний и дипломатического протокола до религиозных праздников, семейных ритуалов и обычаев.

KHAB3429.JPG

Заведующая кафедрой всеобщей истории РГГУ Н.И. Басовская обратилась к участникам конференции со вступительным словом, в котором подчеркнула особую важность темы ритуалов и церемоний в контексте изучения истории цивилизаций, а также отметила тематическое многообразие и насыщенность программы конференции.

KHAB3440.JPG

Дневное и вечернее заседания 14 мая были посвящены обсуждению роли ритуалов и церемоний в истории Древнего мира и Средних веков. На первом отделении конференции рассматривались особенности религиозных и праздничных церемоний в Древней Греции. Доцент Литературного института им. А.М. Горького Т.Б. Гвоздева и аспирант исторического факультета МГУ К.О. Полежаева представили доклады о различных аспектах проведения панафинейского праздника в Афинах. В выступлении доцента кафедры всеобщей истории РГГУ Е.В. Булычевой были освещены вопросы организации и финансирования праздника Апатурий в Афинах. В обсуждении выступлений первого отделения конференции также приняла участие проректор РГГУ по научной работе О.В. Павленко.

KHAB3443.JPG

На втором отделении дневного заседания предметом рассмотрения стали политические, религиозные и спортивные ритуалы в эллинистически-римский период истории. Доценты кафедры всеобщей истории РГГУ Р.В. Зарапин и П.Н. Лебедев представили доклады о символике царской власти в эллинистическом Египте и образе атлетических состязаний в христианской литературе II–III вв. Оживлённую дискуссию вызвало выступление доцента МГУ И.А. Гвоздевой о ритуале установления Термина в практике римского землеустроения.

KHAB3449.JPG

Первая половина вечернего заседания была посвящена исследованию средневековых религиозных церемоний и ритуальных практик. В докладе магистранта Свято-Филаретовского православно-христианского института О.С. Хегай был рассмотрен вопрос эволюции литургических действий при совершении погребения в V–XII вв. В выступлениях аспирантов кафедры всеобщей истории О.С. Силиной и А.А. Новиковой рассматривались роль английских миноритов в канонизационных процессах в XIII в. и особенности религиозного быта еврейских общин в Чехии XIV–XV вв.

KHAB3455.JPG

На последнем отделении вечернего заседания в центре внимания докладчиков оказались религиозно-политические церемонии. Характер инаугурационного миропомазания в Византии, Западной Европе и Древней Руси рассматривался в докладе заведующего сектором археологических исследований ЦМДКИ им. Андрея Рублева О.Г. Ульянова. Выступления преподавателей кафедры всеобщей истории РГГУ В.А. Бароне и М.В. Кущевой были посвящены вопросам использования концепции сакрального характера королевской власти в антианглийской пропаганде XIV–XV вв. и ритуалам социальной инициации в среде французского дворянства XVI в.

KHAB3461.JPG

15 мая в фокусе внимания участников конференции оказались дипломатический церемониал, религиозные ритуалы и юбилейные празднества в период позднего Средневековья, Нового и новейшего времени. Первое отделение дневного заседания было посвящено политическим ритуалам и символам британской монархии в Средние века и раннее Новое время, анализ которых был представлен в выступлениях магистранта МГПУ А.М. Петрухина и студента НИУ ВШЭ К.Д. Москалевой. Большой интерес привлекло выступление доцента РГГУ Е.Д. Браун о том, как церемонии перезахоронения королевских останков использовались для легитимации династии Йорков.

KHAB3463.JPG

Во втором отделении доклады доцента НИУ ВШЭ Е.С. Марей и старшего преподавателя МФТИ Е.А. Артамоновой были посвящены городским религиозным церемониям в Риме во времена понтификата Григория I и трансформации религиозных шествий в театральные в Севилье XVI в. Доцент РГГУ О.В. Саприкина в своём выступлении поставила проблему использования языка как национального символа на примере истории Славянских съездов в XIX в.

KHAB3474.JPG

Вечернее заседание открылось докладами заведующего сектором экспозиционно-выставочной работы «Музея археологии Москвы» М.В. Моисеева и преподавателя Орловского музыкального колледжа А.А. Рогожкина, в которых рассматривались особенности дипломатического протокола и значение ритуалов в международной дипломатии на примере визитов московских послов в Крымское ханство и Ногайскую Орду в эпоху Ивана Грозного и дипломатического визита князя Б.И. Куракина к папе римскому Клименту XI в 1707 г. Активное обсуждение докладов проходило с участием профессора РГГУ К.Ю. Ерусалимского. Профессор кафедры всеобщей истории РГГУ А.Н. Комаров представил исследование проблемы формирования коллективной идентичности франко-канадцев в XVII–XXI вв., в котором был показан эффект ритуализации общественных практик в качестве ответа на захват французской Канады Британской колониальной империей.

KHAB3483.JPG

Последнее отделение конференции было посвящено исследованию юбилейных празднеств в России и Германии в XX–XXI вв. В докладе доцента ШАГИ РАНХиГС И.А. Женина в центре внимания оказался 100-летний юбилей Ф.М. Достоевского в 1921 г. в Веймарской Германии. Профессор РГГУ и НИЯУ МИФИ Н.В. Ростиславлева рассмотрела в своём выступлении особенности восприятия 200-летнего юбилея Отто фон Бисмарка в современной Германии и России и поставила вопрос о теоретических проблемах, связанных с изучением юбилеев исторических деятелей.

KHAB3503.JPG

В ходе обсуждения докладов участники и слушатели конференции представили широкий спектр различных мнений и подходов к проблемам изучения характера и роли церемоний и ритуалов в европейской истории от древности до новейшего времени. Долгий период времени данные культурные формы использовались человечеством для фиксации коллективной памяти и формирования групповой идентичности, для осмысления устройства мира и общества и для определения своего места в них. Изучение этой культурной универсалии представляет собой перспективное направление для дальнейших научных исследований.

KHAB3498.JPG


18.05.2018

Открытая лекция главного специалиста, психиатра-нарколога Департамента здравоохранения города Москвы Е.А. Брюна «Факторы риска развития заболеваний зависимостей»

15 мая 2018 года в РГГУ состоялась открытая лекция главного специалиста, психиатра-нарколога Департамента здравоохранения города Москвы Евгения Алексеевича Брюна на тему «Факторы риска развития заболеваний зависимостей». Организационную поддержку мероприятия осуществили отдел по воспитательной работе со студентами Управления по работе со студентами РГГУ и Департамент здравоохранения города Москвы.

KHAB3852.JPGKHAB3888.JPG

Перед началом лекции с приветственным словом к слушателям обратился проректор по социальной и воспитательной работе со студентами Ираклий Ревазович Болквадзе. Он представил докладчика и поблагодарил его за активное участие в организации профилактической и просветительской работы с зависимостями и формирование здорового образа жизни в студенческой среде.

KHAB3793.JPGKHAB3917.JPG

В своем докладе Евгений Алексеевич подробно описал факторы, способствующие появлению у человека зависимостей, в том числе, алкоголизма и наркомании, особенности биохимии головного мозга, передающиеся по наследству, особенности поведения матери во время беременности, особенности семейного воспитания и т.д. Особое внимание Евгений Александрович уделил подростковому возрасту как наиболее уязвимому периоду, когда молодой человек начинает «играть со своим сознанием» и выбирает стиль жизни. Докладчик рассказал о программах по профилактике и лечению наркозависимых, которые реализуются в Москве и в России.

KHAB3927.JPGKHAB3907.JPG

По окончании лекции у всех присутствующих была возможность задать вопрос докладчику. Особо интересующими слушателей темами стали:

– тестирование абитуриентов университета на предмет наркотической зависимости;

– выявление наркозависимых студентов в ВУЗах и методы их лечения и дальнейшего наблюдения;

– распространение «наркотической культуры» в бизнес-сообществе и семьях бизнесменов;

– воздействие на организм человека энергетических напитков;

– особенности формирования личности в подростковом возрасте, в случае присутствия в детстве факторов развития зависимостей;

– особенности лечения наркозависимых в Европе.

KHAB3897.JPGKHAB3809.JPG

Управление по работе со студентами благодарит Евгения Алексеевича Брюна за представленный доклад.