УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России»


Научно-педагогическая школа

УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» ставит перед собой задачу создать предпосылки для складывания новой формации историков, способных заниматься исследовательской работой, преподавательской деятельностью, организационной и аналитической практикой в сфере культуры (музеи, архивы), функционировать в различного рода социальных учреждениях государственного и негосударственного типа, выступать в качестве «россиеведа» в службах интеллектуального сопровождения, заниматься журналистскими и редакторскими обязанностями в СМИ, ТВ и экспертизой исторических текстов.

Основополагающие принципы, характеризующие университетское образование практически с момента возникновения первых университетов – единство научных исследований и учебных знаний; совместный поиск истины профессором и студентом; наличие или формирование традиций университета, своей «изюминки», тех особых методов достижения целей, которые выделяют его среди других, - сохранят актуальность.

В то же время наметившийся пересмотр ценностных ориентаций в контексте кризиса техногенной цивилизации в конце XX века оборачивается, в частности, переоценкой прежних образовательных традиций, приемов, методик. При этом поиски нового базируются на признании глубинной связи между педагогическими системами, образовательными методиками, социокультурным климатом. Традиционная образовательная система, сложившаяся в XIX веке и обновленная для выполнения социального заказа общества в первой половине XX века, целиком пронизана императивом подготовки человека знающего, в то время как современный мир нуждается в человеке, понимающем и сознающем себя, общество и культуру как минувших эпох, так и современную.

Итогом назревшей переориентации должно стать пред­ставление о результатах деятельности образовательной системы: воспитание целостного мышления челове­ка, отвечающего современным реалиям жизни, снабжение его эффективными инструментами для самостоятельного выбора своего места в обществе, для умения ставить цели, выбирать средства и видеть последствия своих действий. Идеал самореализации личности во всех сферах человеческой жизни должен стать генеральной целью функционирования образовательной системы. Пересматриваются основные парадигмы развития общества на базе идеологии модернизации.

С целью создания новой научно-педагогической школы ведется разработка специальных модулей курсов, включающих в себя как теоретические, так и технологические компоненты. Таким образом, акцент смещается на практически индивидуальные формы работы студента и преподавателя. Отрабатывается модель коллективного, совместного процесса познания на материалах современности с широким спектром междисциплинарных приемов.

Курсы, читаемые преподавателями УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» - авторские. Дидактические материалы разрабатываются самими преподавателями УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России». Рабочие программы дисциплин разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 46.03.01 "История" и в соответствии с внутриуниверситетскими нормативами (методические рекомендации профильного УМС, Учебно-методического управления РГГУ и т.п.). Согласно требованиям ФГОС ВО программы дисциплин периодически обновляются (по дисциплинам базовой части учебного плана - ежегодно; по элективным дисциплинам - раз в два-три года), дополняется их содержание, расширяется перечень тем изучаемого материала с учетом развития науки, культуры, технологий, междисциплинарного характера рассматриваемых проблем. В зависимости от изменений, вносимых в базовый и рабочие учебные планы, изменяется структура дисциплин (общая трудоемкость в соответствии с количеством отводимых на дисциплину зачетных единиц, количество аудиторных часов).

В учебном процессе широко используются результаты методической и научно-исследовательской работы преподавателей УНЦ, новейшие информационные технологии. Образовательный процесс обеспечен также выдержавшими несколько переизданий учебником «Отечественная история новейшего времени (1985 – 2009 гг.)», курсом лекций «История России. XX век» и учебными пособиями «История СССР/РФ в контексте современного россиеведения», «Зарубежное россиеведение», «Перестройка и крах СССР. 1985-1993», «История КПСС», хрестоматией по истории «Современная Россия (1985-2010)» и др. – подготовленными профессорско-преподавательским составом выпускающей кафедры и УНЦ в 2009-2019 годах. Продолжается разработка коллективного проекта с условным названием «Базы данных по истории современной России», воплощенном, в частности, в указанной хрестоматии (только электронная ее версия насчитывает более 150 п.л. текстов из документов по новейшей истории России).

В учебном процессе используются компьютерные технологии. Образовательный процесс обеспечен доступом к электронной библиотечной системе znanium.com.

Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «История» направленность (профиль) «История современной России» с 1 курса сориентированы на разработку проблематики новейшей и современной истории России. Многие из них подходят к моменту написания выпускной квалификационной работы с уже наработанным и прошедшим апробацию в ходе защиты курсовых работ материалом. Тематика курсовых работ соответствует требованиям ФГОС, ежегодно обновляется с учетом пожеланий студентов, состояния исторической науки и актуальности разработки тех или иных проблем. Актуальность курсовых работ в значительной степени связана с нацеленностью специализации на изучение истории современности.

Студенты активно участвуют в студенческих конференциях, которые являются важной частью их научно-исследовательской работы, позволяют представить свое видение диссертационных тем, способствуют формированию целого ряда профессиональных и социально-личностных компетенций, прежде всего, связанных с научной коммуникацией.

Эффективность практикуемой в УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» образовательной модели подтверждается результатами конкурсных работ. Так, в 2009 году Лишманова Е.В. (научный руководитель – Горизонтов Л.Е.) была признана победительницей конкурса «Третьекурсник-исследователь РГГУ – 2009». В 2010 году Корниенко Л.В. (научный руководитель – Горизонтов Л.Е.) принял участие в Открытом всероссийском конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам и прошел во II Тур, а также стал финалистом конкурса студенческих научных работ «Третьекурсник–исследователь РГГУ – 2010». Тезисы студентов 3, 4 курсов были опубликованы в сборнике «Престройке 25 лет. Историческая память современной России».

После завершения обучения в магистратуре многие выпускники поступают в аспирантуру РГГУ и др. вузов, продолжая научную работу по проблематике постсоветской истории. Так, например, в РГГУ Д.А. Пушмин защитил кандидатскую диссертацию по теме «Формирование новой российской государственности в условиях трансформации российского общества», а В.Н. Круглов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Регионализация в СССР/РФ (1990 – 1997 гг.)».

Преподавателями УНЦ были написаны следующие монографии, учебники и учебные пособия по истории России в XX и XXI вв.:

  • Малышева Е.П. Модели государственного управления в современной России: замыслы и реализация В сборнике: История современности: Информационные ресурсы, методы и исследовательские практики в России и за рубежом Доклады Международной научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российский государственный гуманитарный университет, Учебно-научный центр «Новая Россия. История постсоветской России», Российское историческое общество, Фонд «История Отечества»; под общей редакцией Е. П. Малышевой, составитель Л. Д. Шаповалова. 2019. С. 265-296.
  • Малышева Е.П. Шаповалова Л.Д. Наставники трудовых резервов: парта и станок – новый этап педагогики профессионального образования В книге: Учитель и учительство в России Курукин И.В., Малышева Е.П., Павленко О.В., Соничева Н.Е., Тараторкин Ф.Г., Шаповалова Л.Д. история и современность. Российский государственный гуманитарный университет. Москва, 2019. С. 275-292.
  • Малышева Е.П. Шаповалова Л.Д. Учитель и мастер в современной России В книге: Учитель и учительство в России Курукин И.В., Малышева Е.П., Павленко О.В., Соничева Н.Е., Тараторкин Ф.Г., Шаповалова Л.Д. история и современность. Российский государственный гуманитарный университет. Москва, 2019. С. 293-302
  • Малышева Е.П. «Открытость» архивов и проблема ограничения доступа к архивным документам: нормативное регулирование и практика В сборнике: Роль архивов в информационном обеспечении исторической науки Москва, 2017. С. 122-134
  • Малышева Е.П. Шаповалова Л.Д. В начале пути, 19-5-1917 гг. В книге: Дорога длиною в век Безбородов А.Б., Киличенков А.А., Малышева Е.П., Сенин А.С., Шаповалова Л.Д., Левашев П.В., Кюнг П.А. История управления отечественной промышленностью и торговлей в документах и фотографиях. Москва, 2016. С. 10-72.
  • Елисеева Н.В. Современная\ Россия. (1985-2010): Хрестоматия по истории/ Авт.-сост.: Ответственный редактор Н.В.Елисеева. Авторы составит: И.А. Анфертьев, Н.В. Елисеева, П.П. Марченя, Ф.Г. Тататоркин. М.: - ОГИ, 2014. 864 с.:ил.
  • Елисеева Н.В. Очерки по истории современной России. 1985-2016. Монография (в соавторстве). М. РГГУ. 2018.
  • Елисеева Н.В. История перестройки в СССР. 1985-1991 гг. Учебное пособие. Издательский центр РГГУ. М. 2016. 42 п.л.
  • История России. ХХ век. Лекции и учебно-методические материалы. - М., 2002.
  • История России в новейшее время. Курс лекций. Т.3. М., 2002
  • История России в новейшее время. Учебное пособие для поступающих в РГГУ. – М.: РГГУ, 2003.
  • СССР - Россия. От М. С. Горбачева до В. В. Путина,. 1985-2002 / Е. Е. Вяземский, Н. В. Елисеева. М.: Ступени, 2003
  • История России в новейшее время. Учебное пособие для поступающих в РГГУ. – М.: РГГУ, 2004.
  • История России в новейшее время. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - Допущено Министерством образования в качестве учебника по дисциплине «Отечественная история» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неисторическим –специальностям.
  • Россия. ХХ век. Документы и материалы. В 2-х томах. - М. «Высшая школа». 2004. - Допущено министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020700 «История» направлению «История».
  • История России в новейшее время. Учебное пособие для поступающих в РГГУ. 3- изд., исправленное и дополненное. - М.: РГГУ, 2005.
  • Отечественная история новейшего времени, 1985-2005 : учебник для вузов : рекомендовано УМО вузов РФ по образованию / Безбородов, Александр Борисович [и др.]; отв. ред. А.Б. Безбородов ; Российский государственный гуманитарный ун-т. - М. : РГГУ, 2007 (Рекомендован Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030402 – Историко-архивоведение и направлению 030400 – История).
  • Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история: 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - 6-е изд., перераб. – М.: Новый учебник, 2009. - (с «грифом» Минобразования РФ)
  • Шубин А.В. Новейшая история XX - начала XXI века: хрестоматия для учащихся 9-х классов. - М. : Новый учебник, 2009.
  • Шубин А.В. От власти Советов к партократии. Россия и современный мир. 2019. № 2 (103). С. 6-26.
  • Шубин А.В. Основные проблемы и этапы истории Перестройки .Российская история. 2019. № 2. С. 39-47.
  • Шубин А.В. (в соавторстве) Российский конституционализм: теоретические проекты и исторические реалии. Ч. 1. Постановка проблемы. Социально-гуманитарное обозрение. 2019. № 4. С. 41-49.
  • Шубин А.В. От советского общества – к постсоветскому. Основные вехи эпохи перемен 1985-1993 годов. В книге: История СССР/РФ в контексте современного россиеведения Агакишиев И.А., Бачинин А.Н., Безбородов А.Б., Власов А.В., Горизонтов Л.Е., Городов А.А., Давлетшина Н.В., Донцев С.П., Елисеева Н.В., Зимина В.Д., Красовицкая Т.Ю., Левченков А.С., Маркедонов С.М., Марченя П.П., Нестеренко Ю.Н., Пенская Е.Н., Пивовар Е.И., Шубин А.В. Российский государственный гуманитарный университет. Москва, 2018. С. 180-210.
  • История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве. Сборник программ курсов для магистратуры. Часть 1. / Бачинин А.Н., Безбородов А.Б., Горизонтов Л.Е., Дробижева Л.М., Куприянов А.И., Марченя П.П., Сапрыкина О.В., Селунская Н.Б., Сизова А.Ю., Чадаева А.Г. – М.: Изд. центр РГГУ, 2009.
  • Отечественная история новейшего времени. 1985-2008 гг. 2-е изд., перераб. И доп. Учебник. Рекомендован Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030402 – Истоико-архивоведение и направлению 030400 – История. - М.: РГГУ, 2009. (Рекомендован Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030402 – Историко-архивоведение и направлению 030400 – История).
  • История России в новейшее время. 1985-2009 гг. – М.: Проспект, 2010.
  • Шубин А.В. Великая испанская революция. Москва, «URSS», 2011
  • История СССР / РФ в контексте современного россиеведения: учебное пособие. М.: Проспект, 2011
  • Зарубежное россиеведение: учебное пособие. М.: Проспект, 2012
  • Современная Россия (1985-2010): Хрестоматия по истории. М.: ОГИ, 2014
  • Шубин А.В. История Новороссии. М.: ОЛМА Медиа групп, 2015

УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» является инициатором и организатором ряда конференций международного и общероссийского характера, готовит материалы этих конференций к изданию. Например, силами УНЦ были организованы Международная научная конференция «История постсоветской современности. Проблемы изучения и преподавания», Международная научно-практическая конференция «Перестройке 25 лет. Историческая память современной России», Круглый стол «Проблемы формирования отношений согласия и толерантности в российском обществе и учебный процесс в РГГУ», международная научная конференция: «Исторические юбилеи и государственные церемониалы как иллюстрация политической и культурной жизни общества в России, СССР и РФ» и др.