РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Экспедиция 2006 года (Бессарабия, Буджак)


Экспедиция 2006 года (Бессарабия, Буджак)

Буджакская экспедиция

В 2006 году состоялась экспедиция в Одесскую область Украины

Проект совместной студенческой этнологической экспедиции Учебно-научного центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета и исторического факультета Одесского национального университета им. И. Мечникова был задуман давно. Ощущение необходимости научных и учебно-методических контактов между исследователями традиционных культур России и Украины, значительно ограниченных в последние десятилетия, заставляло искать различные пути их активизации. И возможность, которую предоставило в 2006 г. руководство и учебные отделы наших вузов, является во многом уникальной. Выезд на этнологическую практику в Одесскую область Республики Украина группы российских студентов позволил на совершенно ином, чем это было до сих пор, более высоком уровне провести собственно научные исследования, решить учебные задачи, связанные с обучением специфике и характеру полевой работы будущих специалистов в области этнологии и антропологии.

Местом проведения совместной экспедиции стал Болградский район Одесской области Республики Украина. В историко-этнографическом районировании эту территорию междуречья Днестра и Дуная принято называть «Буджак» или «Южная Бессарабия» (сейчас − 9 юго-западных районов Одесщины). Первое название (от тюркского «угол») применяется к этому региону начиная с XVI столетия, когда здесь проживали скотоводы-ногайцы. С середины XVIII века сюда начинают переселяться представители украинского, русского, молдавского, болгарского, гагаузского, греческого, немецкого, еврейского, цыганского и других народов. Особенно эти процессы усиливаются после присоединения Бессарабии к Российской империи (1812), а также принудительного выселения ногайцев (1807). Каждая из этнических групп внесла свой колорит в облик Буджака, сохраняя при этом собственный язык, выразительность своей культуры.

старушки

Данный регион является ярким примером пограничья взаимодействия различных индоевропейских традиций. Здесь «встречаются» восточно- и южнославянские ветви славянства с романскими и германскими, а также тюркскими культурами. В условиях островного проживания этих общностей сложился уникальный опыт этнического воспроизводства и практики межэтнических связей.

На протяжении 1918−1940, а также 1941−1944 гг. эти районы входили в состав Румынии. В 1945 г. из украинской части Буджака была создана Измаильская область УССР, которая после административной реформы (1957) вошла в состав Одесской. По данным Всеукраинской переписи 2001 г., в Буджаке всего проживали 623 662 человек. Из них 40,4 % (или 251 778 человек) считали себя украинцами,    20,2 % (125 988) – русскими, 20,7 % (129 023) – болгарами, 12,3% (78 888) – молдаванами и 3,9 % (24 888) – гагаузами. Кроме того, здесь проживает небольшая численность албанцев, цыган, греков, евреев, немцев и пр.

Такая специфика исторического прошлого и своеобразие этнокультурного развития предоставляет широкие возможности для этнологического изучения. Этим он привлекал многих ученых ( в частности, Л.С. Берг, Н.С. Державин, Л.В. Маркова, Л.Н. Чижикова, В.И. Наулко и др.). Специалисты кафедры археологии и этнологии Украины ОНУ им. И.И. Мечникова более 10 лет назад включились в системные экспедиционные исследования в Буджаке. Накопленный опыт убедительно показывает, что самобытность населения проявляет различные уровни культурно-бытовой выразительности – от консервации архаичных элементов, устойчивости общеэтнических комплексов до формирования локально-ареальных черт.

Например, в селе Криничное (старые названия Чешма-Варуита, Чушмелий), которое было выбрано в качестве базового на этот год, проживают болгары, отличающиеся как от соседнего болгарского населения, так и от аналогичных субэтнических общностей в метрополии. Вместе с тем целый ряд компонентов проявляют общеболгарские и региональные характеристики. Это поселение в прошлом неоднократно попадало в поле пристального внимания лингвистов, фольклористов и этнологов. Результаты этих продуктивных работ, а также наши предварительные исследования показали феноменальность чушмелийской болгарской группы. Специфичность говора, уникальность хозяйственного уклада, хорошая сохранность бытовых и культурных традиций, сложившихся у чешмелийцев, обусловили предмет изучения нашей экспедиции.

Изучение архивных материалов привело нас к выводу, что Чешма-Варуит было основано в начале XIX в. переселенцами из юго-западных (румелийских) районов Болгарии. Название поселения является составным из корней разных языков: «чешма» − источник с турецкого; «варуит» − известь с румынского. «Побеленный источник» до сих пор располагается в центре села и особо почитаем жителями. Оно располагается на левом берегу озера Ялпух (крупнейшего в Украине), к югу, в 25 км от районного центра – г. Болград. На момент наших обследований в Криничном проживало около 7 тысяч жителей, в абсолютном большинстве своем болгары.

Учитывая обоюдный интерес к традиционной и современной культуре бессарабских болгар (здесь, конечно, необходимо заметить, что значительная часть студентов УНЦСА РГГУ специализировалась в изучении культур и народов Балканского региона), в данном селе было решено провести совместную экспедицию. Развитая инфраструктура района в целом, позволяющая проводить подобного рода учебные практики, позволила познакомиться и с окружающим населением. Из такого рода выездов отметим посещения русского хутора Коса, одного из малоисследованных поселений старообрядцев-липован.

В группу участников этнологической практики входили 14 студентов УНЦСА РГГУ: четверокурсники Максим Беляев, Юлия Боцкалева, Мария Боцкалева, Алевтина Дадаева, Светлана Грачева, Анна Кузнецова, Екатерина Печинкина, Роман Пономарев, Александра Примачек, Юлия Феденок, Валентина Чубарова, Вероника Шестакова, третьекурсники Анна Жукова и Венера Халикова; 10 студентов ОНУ им. И. Мечникова: первокурсники Валерий Пельтек, Игорь Милов, Иван Коновалов, Лариса Стоева, Вера Митишова, Виталий Диденко, Владимир Поглубко, Виктор Станков, третьекурсники Алла Троцык и Людмила Никул.

валя  за столом  вероника

Руководители – профессор УНЦСА РГГУ, доктор филологических наук     В.Л. Кляус, доцент кафедры археологии и этнологии ОНУ им. И. Мечникова, кандидат исторических наук А.А. Пригарин и кандидат исторических наук Н.И. Серебрянникова (Международный гуманитарный университет). Огромную поддержку в организации и научно-методическом обеспечении экспедиции оказал кандидат исторических наук (доктор этнологии) А.И. Ганчев (Одесская академия связи).

В ходе экспедиций собирались данные по всем комплексам традиционной культуры болгар Бессарабии. Для исследования были выбраны следующие темы:

 обряды и обычаи календарного цикла;

 семейная обрядность;

 межэтнические отношения и этническая идентичность;

 хозяйство и материальный быт;

 народная медицинская практика и магические традиции;

 пространственное поведение детей и подростков.

Сбор материала осуществлялся: а) методом аудиовизуального наблюдения,  б) свободного интервью, в) тематического интервью, г) анкетирования, д) изучения похозяйственных книг (этносоциальная паспортизация) и других материалов органов власти и самоуправления, е) каталогизация музейной коллекции и атрибутация предметов частных собраний, ж) создание коллекции откопированных фотографий и других визуальных материалов конца ХІХ – начала ХХІ вв., хранящихся у жителей. Большинство сотрудников экспедиции проводили выборочный опрос населения по закрепленной теме. Во время тематических интервью использовались вопросники, методические рекомендации и бланки для фиксации терминов, разработанные специалистами обоих участвующих сторон.

В результате накоплены материалы структурных и свободных интервью, которые позволяют охарактеризовать традиционно-бытовую культуру, а также динамику ее развития на протяжении последних трех поколений болгар и липован. Кроме того, эффективной оказалось применение бланков фиксации терминов по различным компонентам быта. Благодаря заполнению этих анкет, удалось зафиксировать вариативность лексем и порой – реалий. Данная методика в полевой работе в иноэтническом окружении применяется уже более 30 лет и продемонстрировала свою продуктивность и в нашем случае.

В процессе работы участниками экспедиции были сделаны копии домашних видеосъемок празднования свадеб, дней рождений, похорон, календарных праздников Бабин день и Трифон Заризан; видеозаписи исполнения песенного фольклора болгар и проведения заговорно-заклинательных актов лечения «порчи» и «сглаза» болгарскими и липованскими знахарками; видеозаписи поведения болгарских детей, их игр и взаимоотношений друг с другом.

От более чем трех десятков человек были сделаны аудиозаписи описаний обрядов, поверий и примет, различных песен, сказочной и несказочной прозы болгар и проживающих рядом старообрядцев-липован, в том числе бытующих у последних духовных стихов и фрагментов былинных текстов.

На протяжении всей экспедиции велась активная фотосъемка. Были сделаны фотографии поселений, где удалось побывать участникам экспедиции, – села Криничное, Коса, Старая Некрасовка, Вилково, города Болград и Измаил. Основное внимание при фотографировании уделялось виду домов и хозяйственных построек, храмам и церквям, кладбищам, домашней утвари, одежде людей и, конечно же, самим людям, в первую очередь тем, с кем непосредственно работали студенты. Кроме этого, были сделаны фотокопии старообрядческой рукописи с духовными стихами, отдельных страниц с вкладными надписями в старопечатных книгах старообрядцев. Удалось создать электронные версии домашних фотособраний, которые позволят проиллюстрировать основные моменты семейных и календарных торжеств, важных событий в истории села.

Была разработана специальная программа по фотографированию и каталогизации этнографических экспонатов школьного музея села Криничное. Фактически была подготовлена электронная база данных этого музея, в которой отражено около 300 хранящихся в нем предметов материальной и духовной культуры чешмелийцев. Фотографирование, видеозаписи и аудиозаписи осуществлялись в основном в цифровых форматах.

Исследование межэтнических отношений потребовало проведение анкетирования жителей села Криничное и тестирование детей с помощью методики рисуночного теста, а  изучение  пространственного поведения болгарских детей и подростков – измерения индивидуальной дистанции между партнерами в паре с использованием специализированного исследовательского бланка.

Отдельную задачу решала группа студентов в сельсовете. На основе сведений текущей статистики, а также похозяйственных книг была создана электронная база данных. Она в сочетании с уже имеющимися массовыми материалами (списками жителей села, хозяйственно-экономическими описаниями ХІХ–ХХ вв.) позволит решить ряд вопросов: движение населения, демографические процессы, генеалогические реконструкции, микроистории отдельных семей, формы и механизмы межэтнического взаимодействия и т.д.

В соответствии с задачами экспедиции студентами расшифрованы аудиозаписи и видеозаписи, в том числе и фольклорных текстов на болгарском языке. Подлинники материалов, собранных российскими участниками экспедиции, хранятся в полевом архиве УНЦСА РГГУ, подлинники записей, сделанных украинскими участниками, – на кафедре археологии и этнологии ОНУ им. И. Мечникова. В соответствии с предварительной договоренностью российская и украинская стороны обменялись копиями своих материалов.

Кроме собственно научно-исследовательской работы в рамках экспедиции проводились ознакомительные поездки и экскурсии. Студенты побывали в близлежащих городах – Болграде, Измаиле, в селах Вилково и Старая Некрасовка, в которых посетили краеведческие и исторические музеи. Находясь недолгое время в Одессе, российские участники экспедиции совершили пешую экскурсию по центру города и посетили Одесский археологический музей НАН Украины.

В заключение хотелось бы поблагодарить администрацию села Криничное, дирекцию СПК «Криничное» и лично Михаила Александровича Жекова, фирму «Марконни» − Ивана Георгиевича Балева и Марина Ивановича Дукова за помощь и поддержку в работе. Особые теплые слова и пожелания стоит передать радушным и гостеприимным жителям села. Без их понимания важности дела и сердечной готовности поделиться своими сокровищами подобная работа была бы невозможной и не столь успешной!

 В.Л. Кляус