РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Лингвистика для школьников


Лингвистика для школьников

Работу со школьниками, одаренными в области лингвистики, преподаватели РГГУ начали еще в 1988 году на бывшей кафедре русского языка Историко-архивного института; эта кафедра и стала основой будущего факультета теоретической и прикладной лингвистики, в дальнейшем вошедшего в Институт лингвистики РГГУ. В таком объеме, как в Институте лингвистики, работа со школьниками, пожалуй, не ведется ни в других подразделениях РГГУ, ни в других университетах. Это и организация различных лингвистических конкурсов и олимпиад, и проведение летних и зимних лингвистических школ, и еженедельный факультатив по лингвистике, и подготовка лингвистической литературы для детей.

Необходимость лингвистической работы со школьниками прежде всего вызвана особенностями самой науки, которой мы занимаемся. Если школьники, интересующиеся историей, биологией, математикой, физикой, могут получить достаточно ясное представление об этих дисциплинах в школе и совершенно осознанно выбрать для дальнейшего обучения соответствующий факультет университета, то с лингвистикой дело обстоит иначе.

В стандартном наборе школьных дисциплин нет такого предмета как лингвистика. Многим школьникам даже незнакомо это слово. Те же, кто слышал его, часто считают, что это синоним «полиглотства». Это заблуждение довольно устойчиво в наше время, и в нем пребывают, увы, не только школьники: в последнее время появилось множество лингвистических гимназий, лицеев, факультетов и даже институтов, которые названы лингвистическими лишь потому, что в них изучают иностранные языки. Правильнее было бы говорить об учебных заведениях с углубленным изучением какого-либо иностранного языка (иностранных языков). Изучать языки можно с разной целью. В упомянутых лицеях обычно ставят чисто практическую задачу: научить общаться и читать на иностранных языках. Для лингвиста же знание иностранных языков не самоцель, а необходимый инструмент для дальнейших исследований. Лингвист должен знать несколько иностранных языков, подобно тому как математик должен знать таблицу умножения. Но ведь мы же не назовем того, кто знает таблицу умножения, математиком. Так и человек, владеющий несколькими языками, еще не лингвист. Лингвистика — не изучение языков с практической целью, а наука о том, как устроен язык (в частности, как устроены конкретные языки).

Конечно, нельзя сказать, что в школе детям не дают никаких лингвистических знаний. Определенные сведения из области лингвистики (правда, не всегда соответствующие современным научным представлениям) школьники получают на уроках русского и иностранного языков. Однако при изучении русского языка в школе основной упор делается на овладение навыками правописания, и, к сожалению, многие со школьной скамьи (не в обиду хорошим учителям будь сказано) выносят представление о грамматике как о скучнейшем и лишенном какой бы то ни было логики предмете. Обучение иностранным языкам ведется в практическом аспекте, и далеко не все преподаватели обращают внимание учеников на интересные языковые явления.

Как же познакомить школьников с новой для них наукой — лингвистикой, как пробудить интерес к ней? Как сделать так, чтобы абитуриенты выбирали лингвистические отделения не по случайным признакам, а уже имея представление о том, чем они смогут заниматься в дальнейшем? Эта проблема уже давно волнует лингвистов-энтузиастов, и в Институте лингвистики достигнуты значительные успехи в ее решении.

Текст Е. В. Муравенко


Лингвистические конкурсы и олимпиады

Институт лингвистики РГГУ проводит различные лингвистические конкурсы и олимпиады. Эти соревнования различаются уровнем сложности задач и количеством участников. Самое массовое соревнование (в 2005 году в нем приняло участие более 1 млн. школьников) — Всероссийский конкурс «Русский медвежонок — языкознание для всех». Центральный оргкомитет этого конкурса находится в Кирове, а Институт лингвистики осуществляет научно-методическое руководство конкурсом и занимается подготовкой задач конкурса. Следующим по массовости является Лингвистический конкурс Турнира им. М.В. Ломоносова, проводимый в Москве и более чем в десяти других городах. Ежегодно в нем участвуют несколько тысяч человек. Для детей, почувствовавших склонность заниматься лингвистикой, проводится Москов¬ская открытая традиционная олимпиада по лингвистике и математике (одновременно по той же программе проводится олимпиада в Санкт-Петербурге). В Москве в олимпиаде ежегодно принимают участие около пятисот школьников. Наконец, Международная олимпиада по лингвистике. На ней собираются около пятидесяти школьников из разных стран. Москва обычно представлена командой из 4-х человек, отобранных по результатам Московской олимпиады.


Еженедельный факультатив по лингвистике

При Институте лингвистики РГГУ в течение учебного года еженедельно проводится лингвистический факультатив для школьников, в котором ежегодно участвуют 15–20 учеников 7–11 классов.


Летняя лингвистическая школа

В последние годы стали популярными организуемые для школьников во время каникул школы-лагеря по различным предметам, где дети имеют возможность не только отдыхать, но и заниматься любимым делом, слушать интересные лекции, участвовать в работе семинаров и, что, пожалуй, главное, знакомиться и общаться со своими сверстниками, увлеченными теми же проблемами. Такие школы-лагеря пришли на смену бывшим пионерским лагерям. Действительно, принцип объединения детей по их собственным интересам, а не по месту работы родителей (или по еще более случайным причинам) кажется более разумным.
В Институте лингвистики осуществляется проект «Летняя лингвистическая школа» (авторы проекта — М. А. Кронгауз и Е. В. Муравенко). Преподавателям РГГУ уже 7 раз удавалось провести лингвистические школы для детей во время школьных каникул: 5 раз летом (в 1992, 1993, 1995, 1997 и 2005 годах) и 2 раза зимой (в 1997 и 2003 годах). В четырёх первых летних ЛШ участвовало около 130 человек (80 школьников, 30 студентов, 20 преподавателей), в зимних — около 60. В 7-й Летней лингвистической школе, состоявшейся в августе 2005, участвовало более 50 человек.