российский
государственный
гуманитарный университет

Институт филологии и истории – научное и образовательное учреждение в структуре Российского государственного гуманитарного университета. ИФИ представляет собой удачную попытку интеграции различных направлений гуманитаристики и преодоления междисциплинарных барьеров. В основе этого замысла лежит стремление воспитать интеллектуальную личность, встроенную в современную познавательную ситуацию и профессионально разбирающуюся в вопросах мировой истории и культуры, сформировать разносторонне образованного гуманитария, способного аккумулировать достижения и возможности смежных областей знания и успешно адаптироваться к новым социальным условиям, в том числе к изменениям рыночной конъюнктуры.

Институт был создан в 2002 г. на базе историко-филологического факультета (ИФФ) РГГУ, существующего с 1992 г. Важнейшим импульсом к созданию и последующему развитию ИФИ стала идея плодотворности сравнительно-исторического (компаративистского) подхода к содержанию учебного процесса и к питающей это содержание научно-исследовательской работе, необходимости актуализации логики «общего и особенного» при формировании представлений о развитии культуры, общества, цивилизации.

Избранный подход позволяет преодолеть такой традиционный недостаток советского гуманитарного образования, как игнорирование мирового научного опыта, новейших концепций и методик в исторических, филологических и культурологических исследованиях, замыкание гуманитарных наук в узких дисциплинарных рамках. Институционализация компаративистики в качестве сквозной специализации – не только для историков и филологов, но и для переводчиков, театроведов и киноведов – за прошедшие годы уже доказала свою эвристическую ценность и образовательную эффективность.

В образовательных программах ИФИ сочетаются фундаментальные, академические и прикладные, технологические дисциплины. Это позволяет, с одной стороны, высоко нести марку традиций отечественного гуманитарного образования, а с другой – гибко и планомерно учитывать динамику потребностей современного рынка образовательных услуг. Основа дидактического профиля образовательных программ ИФИ – сочетание в рамках единой обучающей стратегии четырех начал: учебного, научного, практического и представительского, как сейчас нередко говорят, «пиарного». Дидактическая концепция ИФИ не просто существует, но последовательно доводится до ведома каждого студента, способного в своей профессиональной деятельности применять и в то же время транслировать в иные образовательные и научные сферы, а также «рекламировать» образовательные принципы своей alma mater.